Зонд «Эйнштейн» отправляется на миссию по наблюдению за рентгеновским небом

Фото: Китайская академия наук.

Космический корабль Китайской академии наук (CAS) «Зонд Эйнштейн» стартовал на ракете «Чанг Чжэн» («Великий марш») 2C с космодрома Сичан в Китае в 15:03 по центральному стандартному времени / 07:03 по Гринвичу / 08:03 по центральноевропейскому времени 9 января 2024 года. После успешного запуска зонд «Эйнштейн» начал свою миссию по исследованию неба и поиску всплесков рентгеновского света от загадочных объектов, таких как нейтронные звезды и черные дыры.

Зонд Эйнштейна — это результат сотрудничества CAS с Европейским космическим агентством (ESA) и Институтом внеземной физики Макса Планка (MPE), Германия.

«Я хотела бы поздравить наших коллег из CAS с успешным запуском инновационной миссии, которая призвана добиться больших успехов в области рентгеновской астрономии», — говорит Кэрол Манделл, директор по науке ЕКА. «В ЕКА мы ценим международное сотрудничество для развития науки и углубления нашего понимания космоса. Я желаю команде зонда «Эйнштейн» очень успешной миссии».

Для эффективного наблюдения за всем небом и регулярного обнаружения новых источников рентгеновского излучения зонд «Эйнштейн» оснащен двумя инструментами, которые вместе обеспечивают широкий и чувствительный обзор небесной сферы: широкопольным рентгеновским телескопом (WXT) и последующим телескопом. Рентгеновский телескоп (FXT). Дизайн оптики WXT вдохновлен глазами омаров; в модульной конструкции используются сотни тысяч квадратных волокон, которые направляют свет на детекторы. Это дает зонду «Эйнштейн» уникальную возможность наблюдать почти одну десятую часть небесной сферы одним взглядом. Новые источники рентгеновского излучения, обнаруженные WXT, будут немедленно обнаружены с помощью FXT, который имеет более узкий обзор, но более чувствителен и улавливает больше деталей.

ЕКА поддержало тестирование и калибровку рентгеновских детекторов и оптики WXT, а также разработало зеркальную сборку одного из двух телескопов FXT в сотрудничестве с MPE и Media Lario (Италия). MPE предоставила сборку зеркал для другого телескопа FXT, а также детекторные модули для обоих блоков FXT. ЕКА также предоставило систему для отклонения нежелательных электронов от детекторов (отклонитель электронов). На протяжении всей миссии наземные станции ЕКА будут использоваться для загрузки данных с космического корабля.

В обмен на этот вклад ЕКА получит доступ к 10% данных, полученных в результате наблюдений зонда «Эйнштейн».

Способность миссии обнаруживать новые источники рентгеновского излучения и отслеживать, как они меняются с течением времени, имеет фундаментальное значение для улучшения нашего понимания наиболее энергетических процессов во Вселенной. Мощные вспышки рентгеновского излучения происходят, когда нейтронные звезды сталкиваются, взрываются сверхновые, а материя поглощается черными дырами или выбрасывается из сокрушающих магнитных полей, которые их окружают.

«Я с нетерпением жду открытий, которые сделает зонд «Эйнштейн», — говорит Эрик Куулкерс, научный сотрудник проекта «Зонд Эйнштейн» ЕКА. «Благодаря его уникально широкому взгляду мы сможем уловить рентгеновский свет от столкновений нейтронных звезд и выяснить, что вызывает некоторые гравитационные волны, которые мы обнаруживаем на Земле. Часто, когда эти неуловимые пространственно-временные ряби зарегистрированы, мы не можем определить, откуда они исходят. Быстро заметив всплеск рентгеновских лучей, мы точно определим происхождение многих гравитационно-волновых событий».

После запуска зонд «Эйнштейн» достиг своей орбиты на высоте примерно 600 км. Космический корабль совершает оборот вокруг Земли каждые 96 минут с наклоном орбиты 29 градусов и способен наблюдать почти за всем ночным небом всего за три витка.

В ближайшие шесть месяцев оперативная группа займется тестированием и калибровкой приборов. После этого этапа подготовки зонд «Эйнштейн» проведет как минимум три года, внимательно наблюдая за всем рентгеновским небом.

Информация от: Европейским космическим агентством