Zwicky Transient Facility обнаружил четыре сверхкомпактные двойные системы

Данные ZTF для ZTF20aabowdt. Слева верхняя панель показывает кривую блеска, средняя панель показывает сложенную кривую блеска (P = 25,92 минуты), а последняя панель показывает периодограмму. Медианная неопределенность измерений ZTF составляет 33% и не показана для ясности. Справа — увеличенное изображение затмения свернутой кривой блеска. Сглаженная кривая блеска (с использованием ядра Гаусса) наложена. Легенда: данные полос g, r, i показаны зеленым, красным и синим цветом. Фото: Халил и др., 2023 г.

Исследуя карликовые новые звезды, обнаруженные с помощью Центра переходных процессов Цвики (ZTF), астрономы обнаружили четыре двойные системы. Объекты оказались затмевающими аккрецирующие ультракомпактные двойные белые карлики. Об этом открытии сообщается в статье, опубликованной 15 декабря на сервере препринтов arXiv.

Наблюдения показывают, что аккрецирующие ультракомпактные двойные системы представляют собой белые карлики в процессе стабильной аккреции вещества от вырожденного или полувырожденного донора. Изучение эволюции таких систем может помочь нам расширить наши знания об окончательной судьбе сливающихся двойных звезд белых карликов.

Теперь группа астрономов под руководством Жасмин М. Халил из Амстердамского университета (Нидерланды) сообщает об обнаружении новых систем этого типа. Команда Халила прочесала список из более чем 4000 карликовых новых, полученный с помощью ZTF. В результате они идентифицировали четыре затменно-аккрецирующие ультракомпактные двойные системы, из которых, как оказалось, сообщалось в предыдущих исследованиях.

«Мы обнаружили четыре новые затменно-аккрецирующие ультракомпактные двойные системы с орбитальными периодами 25,9–56 минут, одна из которых ранее была опубликована как AM CVn. [AM Canum Venaticorum-type star]а остальные три системы — новые открытия», — пишут исследователи в статье.

Двойные системы, идентифицированные астрономами, получили обозначения ZTF20aabowdt, ZTF18acgmwpt, ZTF19abugzba и ZTF21abbxnbm. ZTF18acgmwpt, расположенная на расстоянии около 5300 световых лет от нас, впервые была зарегистрирована в 2021 году и подтверждена как система AM CV с линиями поглощения гелия в спектре.

Как отмечается в статье, четыре двойные системы имеют орбитальные периоды от 25,92 до 56,16 минут. В целом, аккрецирующие ультракомпактные двойные системы имеют орбитальный период менее 65 минут, а это означает, что их орбитальная эволюция управляется излучением гравитационных волн.

Наблюдения показали, что ZTF20aabowdt, ZTF18acgmwpt и ZTF21abbxnbm демонстрируют глубокие затмения. Однако что касается ZTF19abugzba, то у него неглубокое затмение глубиной всего около 50%. Было отмечено, что ZTF20aabowdt также демонстрирует более узкое затмение, чем другие системы.

Астрономы отметили, что ZTF21abbxnbm, имеющая самый длинный орбитальный период из четырех двойных систем, представленных в исследовании, необычна, поскольку у нее наблюдаются три супервспышки за три года. Это говорит о том, что это гелиевая катаклизмическая переменная (CV), а не типичная долгопериодическая AM CVn, как в трех других системах.

Исследователи добавили, что, хотя аккрецирующие ультракомпактные двойные системы обычно имеют синий цвет, поскольку донор холодный и не виден в ближнем инфракрасном диапазоне, ZTF19abugzba и ZTF21abbxnbm демонстрируют более красные цвета.

Авторы статьи предлагают высокоскоростную фотометрию и последующие спектроскопические наблюдения, чтобы лучше охарактеризовать сообщаемые системы, поскольку многие из их свойств все еще остаются неизвестными.