Многие поклонники космоса следят за успешным запуском Boeing Starliner, еще одной коммерческой организации, стремящейся сделать космос более доступным. Он успешно достиг Международной космической станции, доставив на орбиту Бутча Уилмора и Суни Уильямс, но не обошлось без сбоев. В трех его двигателях возникли проблемы, а в сервисном модуле произошло «пять небольших утечек». Экипаж и наземные команды проводят проверки безопасности электропитания и обитаемости. Чтобы обеспечить безопасное возвращение астронавтов, НАСА продлило миссию на четыре дня до 18 июня.
Boeing Starliner — многоразовый (частично) космический корабль, предназначенный для перевозки экипажей на низкую околоземную орбиту. НАСА является ведущим заказчиком, поэтому после получения сертификации он будет использоваться для регулярной доставки астронавтов на МКС. Он состоит из десятикратной капсулы экипажа и одноразового сервисного модуля. Имея диаметр 4,6 метра, он немного больше, чем командный модуль Аполлона, который был частью исторической миссии Армстронга, Олдрина и Коллинза на Луну.
Запуск Boeing Starliner ознаменовал его первый полет на орбиту с экипажем с целью сбора данных для сертификации НАСА для регулярных полетов с экипажем на МКС. Тесты многочисленны и включают в себя; запуск корабля в режиме минимальной мощности (при стыковке с МКС), проверка пригодности к самостоятельному сопровождению экипажа в случае возникновения аварийной ситуации, проведение исследований обитаемости экипажа из четырех человек и множество других системных проверок. Модуль пристыкован к МКС с 6 июня.
Всегда ожидаются проблемы с запуском любого нового модуля, но когда всплывает слово «утечка», это определенно является поводом для беспокойства. В случае со Starliner обнаружено пять небольших утечек в гелиевых коллекторах сервисного модуля. Когда Starliner стартовал, наземная команда уже знала, что в двигательной системе была одна утечка, но теперь были обнаружены еще четыре! Первоначально бортинженеры подозревали дефект в уплотнении коллектора или, возможно, даже неправильную установку, но теперь, с четырьмя дополнительными утечками, они пытаются понять, есть ли общая проблема.
Утечки — не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться. Когда Starliner приближался к МКС, он полагался на точные импульсы от 28 двигателей управления реакцией. На этом критическом этапе процесса стыковки пять из них вышли из строя. Точнее, программное обеспечение управления космическим кораблем пришло к выводу, что они не работают, и отменило их выбор. В результате первое окно стыковки было пропущено, но экипаж смог протестировать и перезапустить четыре из пяти двигателей, что позволило им безопасно состыковаться. Инженеры все еще изучают проблему с двигателем, но уверены, что это позволит благополучно вернуться астронавтам.
Что касается утечки гелия, бортинженеры изучили скорость утечки и подтвердили, что у Starliner есть достаточный запас для обеспечения обратного полета на Землю. Когда Starliner пристыкован к МКС, все коллекторы закрыты, предотвращая потерю гелия до возвращения, которое занимает всего семь часов. Даже при открытых коллекторах и скорости утечки гелия достаточно для 70 часов полета.
Группы наземной поддержки продолжают работать над решением проблем и планом возвращения. Они будут изучать допуски и возможные оперативные меры по смягчению последствий до конца миссии. По мере отхода от МКС не ранее 18 июня они медленно откорректируют орбиту от Космической станции. Спуск с орбиты будет завершен перед входом в атмосферу и приземлением на юго-западе США.
Источник: НАСА и Boeing. Прогресс в испытаниях Starliner с экипажем на космической станции.