Плохая новость заключается в том, что спускаемый аппарат Odysseus компании Intuitive Machines опрокинулся на бок после того, как споткнулся во время приземления возле южного полюса Луны. Хорошие новости? Тем не менее, отважный роботизированный космический корабль способен отправлять обратно данные.
Менеджеры миссий в хьюстонской компании и НАСА, которое платит 118 миллионов долларов на поддержку космической одиссеи Одиссея, работают над способами максимизировать научную окупаемость в течение следующих девяти или 10 дней. «Корабль устойчив, вблизи или на предполагаемом месте посадки», — заявил сегодня генеральный директор Intuitive Machines Стив Альтемус во время брифинга после приземления в Космическом центре НАСА имени Джонсона. «У нас есть связь с посадочным модулем… так что это феноменально с самого начала».
Просто пережив спуск днем ранее, «Одиссей» вошел в учебники истории как первый коммерческий спускаемый аппарат, благополучно прибывший на Луну, и первый космический корабль, построенный в США, сделавший это после миссии «Аполлон-17» в 1972 году.
Это было нелегко: во время маневра перед посадкой руководители миссии обнаружили, что предохранитель на лазерной системе дальномера «Одиссея» не был отключен до запуска зонда 15 февраля. Это сделало систему неработоспособной.
Альтемус рассказал, что, когда он сказал директору миссии Тиму Крэйну, что космическому кораблю придется приземлиться автономно без дальномеров, «его лицо побледнело, потому что это было похоже на удар в живот, что мы собираемся проиграть миссию». К счастью, Крейн и другие члены команды миссии нашли способ перепрограммировать «Одиссей» для использования экспериментальной лазерной системы дальномера, которая была включена в состав полезной нагрузки НАСА.
«При обычной разработке программного обеспечения для космических кораблей это заняло бы месяц, чтобы записать математические расчеты, сверить их с коллегами, выполнить несколько простых расчетов, чтобы доказать теорию, поместив ее в моделирование, запустить эта симуляция 10 000 раз оценивает производительность», — сказал Крейн. «Наша команда практически сделала это за полтора часа. И это сработало».
Крейн сказал, что по счастливой случайности проблема была выявлена во время попытки активировать дальномеры перед приземлением. «Нам, вероятно, хватило бы пяти минут до приземления, прежде чем мы поняли бы, что эти лазеры не работают, если бы не это случайное событие», — сказал он. «Так что «случайная прозорливость» — абсолютно правильное слово».
Проблема с дальномером была не единственной проблемой: «Одиссей» приземлился быстрее, чем предполагалось, со скоростью вниз 6 миль в час и боковой скоростью 2 мили в час. Альтемус сказал, что телеметрия предполагает, что одна из опор посадочного модуля за что-то зацепилась, когда он приземлился, опрокинув космический корабль размером с телефонную будку на бок. Судя по его нынешнему положению, Одиссей может быть повешен на камне, застрял в расщелине или лежать на склоне.
В день приземления Intuitive Machines сообщила, что Одиссей находился в вертикальном положении, но сегодня Альтемус заявил, что ошибочная оценка была основана на «устаревшей телеметрии» датчиков уровня топлива посадочного модуля.
По словам Альтемуса, даже несмотря на то, что посадочный модуль находится в неправильном положении, некоторые из его солнечных батарей способны генерировать энергию, а некоторые из его антенн ориентированы правильно для связи с наземными станциями на Земле.
«Однако у нас есть антенны, направленные на поверхность, и эти антенны непригодны для передачи обратно на Землю», — добавил он. «Итак, это действительно ограничитель. Наша способность общаться и передавать нужные данные, чтобы мы могли получить все необходимое для миссии, я думаю, подвергается наибольшему риску из-за того, что мы находимся на ее стороне».
Руководители миссий работают над увеличением потока данных, в том числе изображений, которые могли бы точно показать, где находится посадочный модуль и есть ли какие-либо повреждения.
«По мере того, как мы получим больше телеметрии и включим больше вещей, мы будем информировать вас в ближайшие дни. [about] анализ и реконструкция высадки», — сказал Альтемус.
Он сказал, что лунный разведывательный орбитальный аппарат НАСА должен пролететь над местом приземления в выходные и запечатлеть виды сверху. Это должно помочь Intuitive Machines и НАСА выяснить, насколько близко Одиссей подошел к цели приземления, недалеко от кратера, известного как Малаперт А.
Основная миссия «Одиссея» — сбор данных об окружающей среде в южнополярном регионе Луны. Эта область вызывает растущий интерес, поскольку считается, что ее постоянно затененные кратеры содержат запасы водяного льда, которые могли бы стать основой будущих лунных баз. НАСА планирует отправить команду астронавтов в южный полярный регион Луны в 2026 году.
«Пикантная» миссия на Луну
Прошлый год продемонстрировал, насколько сложно отправить на Луну автоматический спускаемый аппарат. В прошлом месяце другая частная компания под названием Astrobotic упустила свой шанс на посадку на Луну, когда в ее космическом корабле Peregrine после запуска произошла утечка топлива. Как и Intuitive Machines, Astrobotic предоставляет НАСА коммерческие услуги по доставке на Луну.
Попытки высадки на Луну российского космического агентства и японского предприятия iSpace также не увенчались успехом. Положительным моментом является то, что в августе прошлого года Индия успешно отправила на поверхность Луны посадочный модуль и марсоход. И в жутком предзнаменовании миссии Одиссея, спускаемый аппарат SLIM Японского агентства аэрокосмических исследований добрался до Луны, но упал на бок.
Альтемус признал, что Одиссей, названный в честь долго странствующего героя греческой мифологии, не совсем гладко плавал во время своей собственной одиссеи. «Это была довольно сложная семидневная миссия по полету на Луну», — сказал он.
Заместитель заместителя администратора НАСА по исследованиям Джоэл Кернс похвалил Intuitive Machines за эту задачу.
«Позвольте мне поздравить Intuitive Machines с тремя крупными достижениями», — сказал Кернс. «Во-первых… за первую успешную мягкую посадку на Луну со стороны США с 1972 года. Во-вторых, за то, что она стала первой неправительственной коммерческой организацией, которая фактически благополучно приземлилась на поверхность Луны. И в-третьих, у нас есть точка приземления в 80 градусах южной широты, гораздо ближе к южному полюсу Луны, чем у любых предыдущих американских исследователей-роботов или людей».
Кернс сказал, что НАСА уже получило ценные данные о путешествии «Одиссея» на Луну, «и мы с нетерпением ждем возможности получить еще больше данных, когда Intuitive Machines завершит проверку «Одиссея».
Что ждет Одиссея?
По словам Альтемуса, похоже, что все активные полезные нагрузки смогут продолжать собирать данные. По его словам, единственным полезным грузом, находящимся в неудобном положении, является куб с набором мини-скульптур, который находится на обращенной вниз стороне посадочного модуля.
Система камер под названием EagleCam представляет собой особый случай: EagleCam была разработана для использования во время спуска посадочного модуля и съемки «селфи» при приземлении, но из-за проблем с системой определения дальности полезную нагрузку пришлось оставить на месте. Руководители миссии в настоящее время планируют вывести EagleCam на поверхность со стационарного спускаемого аппарата для фотографирования.
Конец миссии Одиссея уже близок. Крэйн сказал, что солнечные батареи посадочного модуля больше не смогут генерировать электроэнергию, когда солнце сядет в месте посадки.
«Как только над Оди сядет солнце, аккумуляторы попытаются сохранить тепло и работоспособность автомобиля, но в конечном итоге он сильно похолодает», — сказал Крейн.
Электронные схемы посадочного модуля не рассчитаны на то, чтобы пережить холодную лунную ночь. «В лучшем случае мы рассчитываем на еще девять-десять дней», — сказал Крейн. «Конечно, в следующий раз, когда солнце осветит солнечные батареи, мы повернем наши тарелки к Луне, просто чтобы посмотреть, выдержат ли радиоприемники, батареи и бортовые компьютеры такой сильный холод».