Планетология

От «Татуина» к реальности: как исследования экзопланет превратились в научную фантастику

От Татуина к реальности

Изображение создано на основе премиальных библиотек Canva — без лицензионных платежей. Фото: Журнал научных коммуникаций — JCOM.

Урок астрономии о двойных звездах можно начать с серии сложных диаграмм и данных или с отрывка из фильма «Звездные войны», где Люк Скайуокер смотрит на небо своей родной планеты Татуин и видит сияющие два солнца. Что легче пробудит интерес в сонном классе средней школы?

Научная фантастика всегда привлекала наше внимание и, как утверждают многие ученые, часто была источником вдохновения для их научной карьеры. По этой причине его иногда используют для информирования общественности о науке, даже передавая сложное содержание. Хотя это может быть эффективным методом, необходимо понимать, как реальная наука представлена ​​научной фантастикой.

Именно это сделала новая статья, опубликованная в Journal of Science Communication — JCOM, используя количественную методологию, позволяющую анализировать большой массив научно-фантастических работ (в частности, посвященных экзопланетам), показывая, что значительные изменения в научных знаниях соответствуют изменениям в науке. также художественная литература.

Эмма Йоханна Пуранен, исследователь Центра экзопланетных исследований Сент-Эндрюса (Университет Сент-Эндрюса), вместе со своими коллегами из Центра Эмили Файнер и В. Энн Смит, а также Кристианой Хеллинг, директором Института космических исследований (IWF) Австрийская академия наук применила байесовский сетевой анализ к корпусу из 142 научно-фантастических произведений, включая романы, фильмы, телевизионные программы, подкасты и видеоигры.

Для своего исследования ученые решили изучить внешний вид внесолнечных планет, также называемых экзопланетами. «Они повсюду в научной фантастике. Они повсюду. Большинство историй, действие которых происходит в космосе, в конечном итоге будут происходить на экзопланете», — объясняет Пуранен. «Другая причина использования экзопланет заключается в том, что в 1995 году в наших научных представлениях произошел огромный сдвиг, когда была открыта первая экзопланета вокруг звезды, похожей на Солнце».

Методология байесовской сети позволяла проводить количественное исследование предмета — научной фантастики — обычно качественно анализируемого, и часто только одну работу за раз.

В байесовской сети характеристики экзопланет, изображенных в избранных работах, представлены как узлы взаимосвязанной сети, что позволяет нам понять, как каждый узел влияет на другие. На практике можно определить, представлена ​​ли, например, в конкретном произведении планета как благоприятная для жизни, влияет ли и насколько сильно это на другую характеристику.

Поскольку проанализированные научно-фантастические произведения были распределены на относительно широкий промежуток времени, до и после 1995 года, Пуранен и его коллеги смогли заметить, что после этой даты представление экзопланет в научной фантастике изменилось.

«Традиционно в научной фантастике присутствует большое количество планет, похожих на Землю и пригодных для жизни», — объясняет Пуранен, и это, очевидно, разумно, поскольку это культурные продукты, созданные людьми для других людей. «Но что изменилось с момента открытия настоящих экзопланет, так это то, что вымышленные экзопланеты на самом деле стали немного менее похожими на Землю».

Действительно, большое количество экзопланет, фактически наблюдаемых наукой на сегодняшний день, содержит подавляющее большинство планет, сильно отличающихся от нашей, и очень редко расположенных в том, что ученые определяют как обитаемую зону, где условия потенциально более благоприятны для жизни, какой мы ее знаем. Эта научная реальность, комментирует Пуранен, проникла в репрезентации научной фантастики.

«Могу предположить, что, возможно, авторы научной фантастики читают все эти заголовки о мирах, покрытых лавой или где идет алмазный дождь, которые вы видите в СМИ», — комментирует исследователь.

«Я действительно думаю, что научная фантастика реагирует на научные открытия. Я думаю, что она как бы отражает то, что происходило в науке в то время, когда она была написана», — заключает Пуранен. «Поэтому я думаю, что это можно было бы включить в научную коммуникацию в качестве отправной точки. Это может познакомить людей с концепциями».

Информация от: Международной школой перспективных исследований (SISSA).

Кнопка «Наверх»