День запуска наконец-то настал: капсула Boeing Starliner отправляется в понедельник на Международную космическую станцию в рамках своей первой пилотируемой миссии — через несколько лет после того, как SpaceX впервые достигла того же рубежа.
Этот полет, последнее испытание перед тем, как Starliner приступит к регулярному обслуживанию НАСА, имеет решающее значение для американского аэрокосмического гиганта, чья репутация в последнее время пострадала из-за проблем с безопасностью некоторых из его пассажирских самолетов.
Starliner, который впервые заказал десять лет назад космическое агентство США, прошел тернистый путь к финишу с неожиданными неудачами и многочисленными задержками — сага, которую Boeing стремится завершить.
Астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс должны покинуть мыс Канаверал в 22:34 понедельника (02:34 по Гринвичу во вторник) на борту капсулы.
Starliner будет выведен на орбиту с помощью ракеты Atlas V, созданной United Launch Alliance, совместным предприятием Boeing-Lockheed Martin.
Уилмор и Уильямс, ветераны космической программы, прошедшие подготовку в ВМФ, побывали на МКС дважды: один раз на шаттле, а затем на борту российского корабля «Союз».
«Это будет похоже на возвращение домой», — сказал Уильямс.
Что касается космического корабля «Боинг», Уилмор сказал: «Все новое. Все уникально».
«Я не думаю, что кто-то из нас когда-либо мечтал, что нас будут ассоциировать с первым полетом совершенно нового космического корабля».
Для НАСА ставки также высоки: наличие второго варианта полета человека в космос в дополнение к кораблям SpaceX Dragon «действительно важно», сказала Дана Вайгель, менеджер программы Международной космической станции агентства.
Вайгель сказал, что такая гибкость может помочь НАСА справляться с чрезвычайными ситуациями, например, проблемами с конкретным космическим аппаратом.
Неудача за неудачей
Starliner должен прибыть на МКС примерно в 05:00 по Гринвичу в среду и пробудет там чуть больше недели. Будут проведены тесты, чтобы убедиться, что она работает правильно, а затем Уильямс и Уилмор вернутся в капсулу и вернутся домой.
Успешная миссия поможет развеять горечь, оставленную многочисленными неудачами в программе Starliner.
В 2019 году во время первого испытательного полета без экипажа капсула не была выведена на правильную траекторию и вернулась, не долетев до МКС.
Затем, в 2021 году, когда ракета была на стартовой площадке для нового полета, заблокированные клапаны вынудили еще раз отложить запуск.
Пустой корабль наконец достиг МКС в мае 2022 года.
С тех пор Boeing работает над испытательным полетом с экипажем, чтобы капсула могла быть сертифицирована для использования НАСА в регулярных миссиях на МКС.
Он надеялся совершить этот полет в 2022 году, но проблемы продолжали возникать, в частности, с парашютной системой, используемой для замедления корабля, когда он возвращается в атмосферу Земли.
«На этом пути нам пришлось преодолеть ряд неожиданностей», — сказал исполнительный директор Boeing Марк Наппи.
«Это, безусловно, сделало команду очень сильной, и мы очень гордимся тем, как они преодолели каждую проблему, с которой мы столкнулись». добавил он.
«Это довольно типично, что от проектирования пилотируемого космического корабля до полета человека проходит около 10 лет».
«Очень неловко»
Заместитель администратора НАСА Джим Фри предсказал, что миссия не пройдет без сбоев.
«В этой миссии, безусловно, есть некоторые неизвестные вещи, которые мы ожидаем узнать, поскольку это тестовая миссия. Мы можем столкнуться с вещами, которых не ожидаем», — сказал Фри, отметив, что Starliner — это всего лишь шестой класс кораблей, построенных в США для НАСА. космонавты.
Капсула SpaceX Dragon присоединилась к этому эксклюзивному клубу в 2020 году вслед за программами «Меркурий», «Близнецы», «Аполлон» и космическими челноками.
Как только Starliner заработает на полную мощность, НАСА надеется поочередно переправлять астронавтов на МКС между кораблями SpaceX и Boeing.
В 2014 году агентство заключило контракты с фиксированной ценой на сумму 4,2 миллиарда долларов с Boeing и SpaceX на 2,6 миллиарда долларов на разработку этих капсул.
«Все думали, что Boeing доберется туда первым», — сказал AFP Эрик Сидхаус, доцент Университета аэронавтики Эмбри-Риддл.
«И то, что SpaceX опередила Starliner, очень смутило Boeing».
Несмотря на то, что МКС должна быть законсервирована в 2030 году, и Starliner, и Dragon могут быть использованы в будущем для перевозки людей на будущие частные космические станции, которые планируют построить несколько компаний.