Похоже, индийский «Чандраян-3» поддался холоду, и его миссия окончена. Холодная лунная ночь длилась около двух недель, и наступил рассвет нового дня. С этим днем появилась надежда на возрождение посадочного модуля и марсохода при солнечном свете, но Индийская организация космических исследований (ISRO) заявляет, что шансы пробуждения космического корабля на Солнце уменьшаются с каждым часом.
Лунная ночь, охватившая посадочный модуль и марсоход своими холодными руками, длилась 14 дней, как и нынешний лунный день. Когда рассвело в прошлую пятницу, ISRO начала попытки связаться с посадочным модулем. Ответа пока не последовало, поскольку оба исследователя могут быть навсегда погребены примерно в 600 км (373 милях) от южного полюса Луны.
Несмотря на то, что дела у миссии идут не очень хорошо, она все равно успешна. Это первый космический корабль, приземлившийся в районе южного полюса Луны. Этот район имеет решающее значение, поскольку в его постоянно затененном кратере содержится огромное количество замерзшей воды. Эта вода является ценным ресурсом для астронавтов, которые в будущем посетят Луну и создадут базы. Это также первый раз, когда ISRO успешно посадила марсоход и спускаемый аппарат на Луну после того, как его предшественник, Chandrayaan-2, врезался в поверхность.
Но отрадно, что Викрам и Прагьян все еще живы. ISRO надеялась, что Sun вернет обоих к жизни после того, как агентство переведет их в спящий режим с наступлением ночи. Есть шанс, что солнечный свет перезарядит батарейки.
ISRO выпустила обновление в пятницу, в начале нового лунного дня. К сожалению, ни от посадочного модуля, ни от марсохода не последовало никакой реакции.
Когда на южном полюсе Луны наступает ночь, температура падает до -200–250°C (от –328° до –418°F). Посадочный модуль и марсоход никогда не были рассчитаны на такие температуры. У марсохода есть только небольшая батарея на 10 ампер-часов, которая обеспечивает необходимую мощность для развертывания солнечной батареи. Он также был включен, чтобы помочь марсоходу пережить периодическое затмение. Маленькая батарея была полностью заряжена, когда наступила ночь, а солнечные панели были расположены так, чтобы принимать звездный свет с наступлением утра. Посадочный модуль «Викрам» также был готов к утру, и его мощность в 62,5 ампер-часа была полностью заряжена.
Оба корабля заранее запрограммированы на то, чтобы вернуться к жизни при новом появлении Солнца. «Когда солнечный свет возвращается, на посадочном модуле и вездеходе предварительно загружена автономная логика», — сказал М. Шрикант, директор по операциям миссии «Чандраяан-3», в интервью Times of India. «Ожидается, что как только солнечной генерации будет достаточно, они вернутся к жизни при условии, что переживут ночь».
Но, по словам руководителя AS ISRO Киран Кумар, «шансы на пробуждение тускнеют с каждым часом». В интервью BBC Кумар добавил: «В посадочном модуле и марсоходе очень много компонентов, которые, возможно, не выдержали холодных температур на Луне». Честно говоря, они никогда не были предназначены для этого.
Теперь все зависит от передатчика посадочного модуля. Это связь ISRO с миссией, и если она не будет функционировать, не будет иметь значения, работают ли еще какие-то другие системы космического корабля. «Он должен сказать нам, что он жив. Даже если все остальные подсистемы работают, у нас нет возможности узнать об этом», — добавил Кумар.
Отчасти надежды ISRO основаны на успешной китайской миссии «Чанъэ-4». Он приземлился на обратной стороне Луны и тоже погрузился во тьму и минусовую температуру. Он не раз просыпался с восходом солнца.
Остается еще крохотная надежда, но похоже, что «Чандраян 3» закончен.