В День Благодарения здесь, в США, ЕКА провело имитацию статического запуска ракеты-носителя первой ступени Ariane 6. Приведенная в действие одним двигателем Vulcain 2.1, ступень сожгла почти 150 тонн топлива за семь минут.
Важнейшее испытание ЕКА перед запуском
На этой неделе ЕКА и его партнеры провели семиминутный статический запуск своего нового двигателя Vulcain 2.1, который будет приводить в действие ракету Ariane 6. Это испытание было признано успешным после того, как в День Благодарения двигатель сжег почти 150 тонн топлива.
Если до испытания ЕКА заявляло, что продолжительность горения составит почти восемь минут, то теперь агентство заявляет, что ожидалось семь минут.
Испытание состоялось во Французской Гвиане, где французское космическое агентство CNES управляет Гвианским космическим центром. За исключением нескольких запусков ракет «Союз» с российских космодромов, именно здесь Европа десятилетиями эксплуатирует свои космические системы запуска.
Испытательный образец Ariane 6 был оснащен новым двигателем в течение нескольких месяцев, поскольку в течение года он проходил различные испытания, чтобы подготовить его к полету. Все они готовились к этому полному испытанию, чтобы показать, что двигатель готов к запуску.
Испытание включает в себя имитацию полета первой ступени без какого-либо разделения ступеней или зажигания ракеты-носителя, поскольку ракета останется прочно прикрепленной к земле. Однако второй этап был направлен на обеспечение структурной стабильности. Это часто встречается во многих ракетах: для обеспечения конструктивной прочности обе ступени должны иметь какое-то топливо или давление.
Во время запуска Artemis 1 в прошлом году заправка ракеты SLS должна была соответствовать нескольким параметрам, когда верхняя ступень и даже баки с жидким кислородом или водородом основной ступени могли быть заправлены до определенных пределов.
Впереди еще тесты
ЕКА надеется запустить свою ракету Ariane 6 где-то в 2024 году, но ждало завершения этого испытания, прежде чем сообщить какие-либо подробные сроки. Надеюсь, это скоро произойдет.
Однако этот тест не будет последним перед запуском. В Германии все еще запланирован статический пожар на двигателе верхней ступени Ariane 6, чтобы его тоже можно было использовать в полете.
Наконец, фактическое летное оборудование для Ariane 6 также необходимо будет доработать в производственных центрах Arianespace по всей Европе. Затем все эти детали необходимо будет отправить в Южную Америку для окончательной сборки и испытаний перед запуском в эксплуатацию.
Европейский пусковой рынок находится в самопровозглашенном «кризисе», поскольку из-за сбоев, задержек и политических изменений он практически потерял доступ в космос.
Ракета Vega C только что вернулась к полетам с запуском в октябре и набирает обороты, но медленно. Ariane 5 начал свою последнюю миссию в июле, не имея преемника, готового занять его место (Ariane 6). Наконец, ЕКА потеряло доступ к ракете «Союз» после вторжения России в Украину в 2022 году.
Поскольку полет Vega C и, надеюсь, Ariane 6 уже не за горами, кризис запуска в Европе может наконец подойти к концу. Однако ни один из этих вариантов еще не оказался жизнеспособным конкурентом для SpaceX, которая получила контракты на запуск от многочисленных европейских клиентов.
Хотя европейский рынок коммерческих запусков подает признаки жизни, он все еще далек от того, чтобы приблизиться к конкуренции со SpaceX в вариантах средней и тяжелой грузоподъемности.