Мы наконец-то видим свет в конце туннеля для первого полета ракеты New Glenn компании Blue Origin. Оно слабое, но, по крайней мере, сейчас мы можем его увидеть, поскольку у компании есть потенциально готовая к полету ракета, стоящая на стартовой площадке во Флориде.
На прошлой неделе Blue Origin разместила свой первый готовый к полету New Glenn на стартовой площадке LC-36 на станции космических сил на мысе Канаверал. Что делает команда, пока неизвестно, но мы знаем, что Blue Origin надеется вести статический огонь, используя семь установленных на ракете-носителе двигателей BE-4.
Этого еще не произошло, и у нас нет приблизительной даты, когда это произойдет. Однако даже приближение к запуску еще одной коммерчески жизнеспособной ракеты многоразового использования — это глоток свежего воздуха для тех, кто может рассчитывать только на Falcon 9 для дешевого и надежного доступа в космос, например, для Министерства обороны или НАСА.
Однако руководители SpaceX, а не только Илон, уже говорят о снятии с производства Falcon 9 и Heavy, ожидая, что клиенты отдадут предпочтение Starship из-за его запланированной низкой стоимости и надежности. Президент и главный операционный директор SpaceX недавно заявили, что надеются запустить Starship 400 раз в течение следующих четырех лет.
К сожалению для обнадеживающих конкурентов, таких как Blue Origin, ULA или Relativity, их ракеты могут или уже оказались мертвыми по прибытии, если они просто пытаются встретиться с многоразовой ракетой только для первой ступени. Самым большим лидером затрат для Falcon 9 компании SpaceX была его вторая ступень, поскольку ее нельзя было использовать повторно.
Польза от рынка мультилаунчеров, несмотря ни на что
Основная проблема, которую высказывают не только потенциальные конкуренты SpaceX, но и сами клиенты, в том числе государственные, — это необходимость большего количества вариантов, когда дело доходит до запусков. Как ни посмотри, монополия на рынке по своей сути вредна для отрасли в целом.
В настоящее время у Министерства обороны есть только один реальный вариант заключения контрактов на запуск: SpaceX. Ракета ULA Vulcan еще не сертифицирована, как и New Glenn. Единственное, что удерживает Министерство обороны от предоставления SpaceX дополнительных контрактов NSSL Lane 2 (ставки высоки и требуют больших денег), — это то, что у них нет завершенного бюджета.
К тому времени, когда Конгресс соберется отменить действующую резолюцию и примет законопроект о расходах Министерства обороны, у них, скорее всего, будет как минимум сертифицированный Vulcan, а, возможно, даже Blue Origin.
Хотя менее чем через десять лет новый выход Starship на рынок в качестве полностью готовой коммерческой ракеты-носителя может снова начать эту тенденцию, в краткосрочной перспективе утроение количества доступных коммерческих ракет-носителей для правительства США даст ему неодинаковую избыточность в некоторых из наиболее важных и дорогие миссии, которые отправляются в космос.
Является ли частичное повторное использование слишком незначительным и слишком запоздалым?
Это будет сложный вопрос, поскольку у нас есть только два исследования успеха многоразовых ракет первой ступени: SpaceX и Rocket Lab. В то время как SpaceX надеется снизить затраты для заказчика, миссия Rocket Lab в области многоразового использования заключалась в увеличении возможностей запуска Electron.
При правильном подходе возможность повторного использования только первой ступени может снизить стоимость запуска спутников на орбиту; это очевидно из успеха SpaceX. Это также может повысить надежность ракеты. Представители НАСА несколько раз заявляли, что предпочитают «проверенные в полете» ускорители новым. SpaceX, похоже, взяла на себя бремя полетов своих ускорителей Falcon 9 в самые рискованные периоды их жизни, совершенно новых и жизненно важных, а промежуточные полеты занимают контракты на коммерческие запуски.
Однако, если Starship будет иметь успех, о котором говорит SpaceX, будет ли это означать, что стойка ворот когда-то была сдвинута компанией, которая уже лидирует? Наихудший сценарий для отрасли заключается в том, что как только SpaceX начнет заключать контракты на коммерческие запуски Starship, производители спутников устремятся к новой ракете из-за ее более низкой стоимости, даже если им не нужно все это пространство для полезной нагрузки.
Более вероятный результат заключается в том, что компании с меньшими ракетами, такие как Blue Origin, Rocket Lab и Relativity, займут нишу на рынках для специальных контрактов на запуск. Тем не менее, SpaceX по-прежнему будет доминировать в игре по запускам со своей новой, более дешевой ракетой.
На самом деле мы уже видели, как нечто подобное происходит. Всего несколько лет назад запуски небольших спутников были в моде, и все, включая их матерей, воспользовались дешевым капиталом, чтобы основать свои собственные компании по запуску. Многие из этих мечтаний о ежедневных миссиях CubeSats так и не осуществились, и многие компании закрылись.
Частично это произошло благодаря внедрению программы совместного использования автомобилей SpaceX. Имея возможность обойти конкуренцию, SpaceX запускает большинство небольших спутников всего лишь с несколькими миссиями в год. Что помешает людям совместно использовать свои более крупные спутники со Starship? Можно даже использовать новую дозаправку на орбите, чтобы повысить производительность ракеты, что позволит доставлять спутники на разные наклонения орбит.
Так станет ли Blue Origin следующим SpaceX?
Учитывая, что компания уделяет больше внимания роли государственного подрядчика в отношении спускаемого аппарата на Голубую Луну, коммерческих полетов на околоземной орбите с New Shepard и надежде на предоставление услуг космической станции с помощью Orbital Reef, Blue Origin станет хорошей альтернативой SpaceX для государственных и некоторых коммерческих контрактов. но, вероятно, не станет полноценным серьезным конкурентом SpaceX.
К сожалению, Blue Origin — наш ближайший конкурент. Всегда есть место для перемен, но при нынешнем положении дел со SpaceX это маловероятно.
Подобно технологическим компаниям начала 2000-х, которым нужно было копировать то, что делала Apple, у SpaceX и Apple может быть что-то общее: они задают тенденции. SpaceX не беспокоится о том, что выпускают ракеты Blue Origin или другие компании, потому что цель не состоит в том, чтобы конкурировать; это значит высадить человека на Марс, разрушив по пути медленно адаптирующийся и медленно внедряющий инновации рынок.