Космонавтика

Европейская ракета Ariane 6 готовится к первому полету в условиях жесткой конкуренции

После четырех лет задержек европейская ракета Ariane 6 готовится к своему первому запуску на следующей неделе, стремясь восстановить независимый доступ континента к космосу и противостоять интенсивной конкуренции со стороны SpaceX Илона Маска. Старт самой мощной ракеты Европейского космического агентства запланирован с южноамериканского космодрома Куру, Французская Гвиана, в 14:00 по восточному поясному времени (18:00 по всемирному координированному времени) 9 июля.

Этот запуск знаменует собой решающий момент для Европы, которая не могла запускать спутники или другие миссии без опоры на иностранные фирмы, такие как SpaceX, с момента последнего полета Ariane 5 год назад. Ситуация усугубилась, когда Россия вывела свои ракеты «Союз» с космодрома Куру после вторжения на Украину в 2022 году и приостановки полетов легкой ракеты-носителя Vega-C компании Arianespace после отказа в полете в том же году.

Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер подчеркнул важность Ariane 6, заявив, что «для Европы абсолютно необходимо иметь независимый доступ в космос». Программа стоимостью 4,8 млрд долларов (4,5 млрд евро) столкнулась с многочисленными неудачами, что сделало этот запуск поворотным моментом для космических амбиций континента.

Недавняя «генеральная репетиция», проведенная в прошлом месяце, прошла «очень гладко… как швейцарские часы», по словам исполняющего обязанности директора ЕКА по космическому транспорту Тони Толкер-Нильсена, который добавил, что нет никаких причин ставить под сомнение дату запуска.

Ariane 6 предназначена для вывода спутников на геостационарную орбиту на высоте около 22 000 миль (36 000 километров) над Землей. Она также может запускать созвездия на высоту в несколько сотен миль на низкой околоземной орбите.

Первый полет ракеты будет использовать два ускорителя, а более мощная версия с четырьмя ускорителями запланирована на середину 2025 года. Кроме того, верхняя ступень Ariane 6, работающая на двигателе Vinci, предназначена для последнего запуска двигателя после вывода спутников на орбиту, что позволяет ей упасть обратно на Землю и не стать космическим мусором.

В отличие от многоразовой ракеты Falcon 9 компании SpaceX, ускорители и другие части Ariane 6 не предназначены для повторного использования. Это решение, часто критикуемое Илоном Маском из SpaceX, было защищено европейскими чиновниками, которые утверждали, что повторное использование не будет экономически выгодным, учитывая меньшее количество запланированных запусков ракеты.

Несмотря на это, космический бизнес процветает: прогнозируется резкий рост расходов на ракеты-носители, спутники и другие компоненты космической экономики до 822 млрд долларов к 2032 году по сравнению с 508 млрд долларов в прошлом году.

Однако этот рост пока не привел к прибыльности Ariane 6. Первые 15 запусков финансируются, но государства-члены ЕКА согласились субсидировать ракету в размере до 365 миллионов долларов США (340 миллионов евро) ежегодно с 16-го по 42-й запуск в обмен на скидку в размере 11%.

Ariane 6 уже получила портфель заказов на 30 миссий, включая 18 для развертывания созвездия интернет-спутников Amazon Kuiper. «Это абсолютно беспрецедентно для ракеты, которая еще не летала», — сказал Стефан Израэль, генеральный директор Arianespace, компании, которая строит Ariane 6.

Но, как ни странно, всего за несколько дней до первого полета европейский оператор метеорологических спутников EUMETSAT отменил планы по использованию Ariane 6 в пользу Falcon 9 компании SpaceX, сославшись на «исключительные обстоятельства». Филипп Батист, глава французского космического агентства CNES, назвал этот шаг «крайне разочаровывающим днем ​​для европейских космических усилий».

Мартин Сион, генеральный директор ArianeGroup, признал наличие жесткой конкуренции, заявив: «Задачей Ariane 6 станет выживание на рынке, где нужны ракеты».

Кнопка «Наверх»