Космонавтика

Гигантский оранжевый топливный бак шаттла «Индевор» подняли в Калифорнийском научном центре, но ветер задерживает окончательное размещение

Эндрю Дж. Кампа и Ронг-Гонг Линь II, Los Angeles Times

Космический шаттл Индевор

Кредит: Pixabay/CC0 Public Domain

Внешний топливный бак, предназначенный для запуска исследователей и оборудования в космос, в пятницу утром был наклонен к небу с помощью другого механизма, но не достигал ни одного шага от выполнения миссии.

Гигантский оранжевый бак космического корабля «Индевор», получивший название ET-94, ночью подняли краном и установили вертикально между двумя 149-футовыми твердотопливными ракетными ускорителями. Но после 14 часов работы инженеры отложили окончательный монтаж на 9 утра из-за порывов ветра, неоднократно мешавших движению.

Вертикальная труба шаттла, состоящая из топливного бака и двух ракетных ускорителей, является частью амбициозной выставки, строящейся в новом Авиационно-космическом центре имени Сэмюэля Осчина.

Работы планировалось возобновить в 22:00 пятницы, когда инженеры надеются, что скорость ветра утихнет до 3 миль в час или меньше.

Первоначальный подъем был задержан на 3,5 часа из-за порывистого ветра, но в конечном итоге бригады использовали два крана, чтобы поднять огромный резервуар, который весит около 65 000 фунтов и имеет длину 154 фута.

Инженеры смогли разместить танк незадолго до 7 утра, а затем подождали два часа, прежде чем отложить последний этап — аккуратно поставить танк между твердотопливными ракетными ускорителями, которые были расположены два месяца назад.

«Видеть этот процесс просто потрясающе», — сказал Джеффри Рудольф, президент Калифорнийского научного центра.

Завершение переезда станет четвертым из семи этапов достижения конечной цели — сложить и выставить Endeavour в вертикальном положении в новом 20-этажном музее, являющемся расширением Калифорнийского научного центра.

В субботу, 11 ноября, под автострадой номер 10 в центре Лос-Анджелеса вспыхнул мощный поджог. Впоследствии этот инцидент привлек внимание к тому, что критический недостаток инвестиций в инфраструктуру штата может привести к гораздо худшему результату.

В отличие от любой другой выставки, демонстрирующей отставной космический челнок, «Индевор» будет иметь полнофункциональную компоновку, направленную к звездам, как будто готовую к запуску. Ранее шаттл демонстрировался в научном центре в горизонтальном положении с октября 2012 года до кануна Нового 2023 года, когда всерьез началась подготовка к его большому перемещению.

Остается окончательная миграция «Индевора» на новое место, после чего орбитальный аппарат будет поднят на место с помощью крана и в конечном итоге соединен с остальной частью штабеля. Ожидается, что это произойдет в течение месяца. Это будет первый случай, когда шаттл, предназначенный для космоса, будет собран вертикально за пределами объекта НАСА или ВВС.

Как только «Индевор» будет готов, вокруг всего штабеля будут возведены леса, чтобы защитить оборудование, поскольку вокруг него будет построена остальная часть музея. Может пройти несколько лет, прежде чем новый музей откроется для публики.

15-этажный оранжевый внешний резервуар, последний из существующих в своем роде, прибыл в Лос-Анджелес в 2016 году во время морского путешествия через Панамский канал в Марина-дель-Рей. Во время запусков внешний бак содержал топливо — жидкий кислород и жидкий водород — которые приводили в действие три главных двигателя космического челнока, помогая вывести его на орбиту.

В среду его доставили на строительную площадку самоходные модульные транспортеры, подобные тем, которые использовались для перевозки Endeavour по улицам Лос-Анджелеса в 2012 году.

Бригада из примерно 35 рабочих использовала кран Liebherr LG 1750 для подъема ET-94 в пятницу. По словам Рудольфа, тот же кран, способный поднять 1,7 миллиона фунтов, использовался в 2011 году при сносе стартовой площадки Космического центра Кеннеди во Флориде, которую «Индевор» использовал в своем последнем космическом полете.

Ларри Кларк, бывший инженер космических кораблей, проработавший 44 года в Космическом центре Кеннеди во Флориде, сказал, что новая выставка даст его внукам возможность увидеть историю.

«Все мои внуки родились после того, как мы свернули программу космических челноков», — сказал Кларк. «Моя шестилетняя внучка недавно спросила меня, когда она собирается увидеть космический челнок, и теперь у нее есть место, которое она может посетить в Калифорнии».

Проект шаттла, стоимость которого оценивается в 400 миллионов долларов, изменит облик Калифорнийского научного центра, корни которого уходят корнями в 110 лет назад как место для демонстрации сельскохозяйственных и промышленных проектов. В 1951 году это место стало Калифорнийским музеем науки и промышленности и вновь открылось как Калифорнийский научный центр в 1998 году.

Новое крыло аэрокосмического музея названо в честь Сэмюэля Осчина, покойного лос-анджелесского бизнесмена и филантропа, чье имя также значится на планетарии обсерватории Гриффита и онкологическом институте Медицинского центра Сидарс-Синай. Финансовые взносы, поступившие от Семейного фонда г-на и г-жи Сэмюэла Ошина, способствовали преобразованию строительства нового крыла музея, строительство которого началось в середине 2022 года.

«Индевор» совершил 25 полетов в космос перед своим последним полетом в 2011 году, через восемь лет после того, как другой шаттл «Колумбия» распался при входе в атмосферу в 2003 году, и флот шаттлов был отправлен на пенсию. Среди наиболее заметных миссий Endeavour был успешный ремонт космического телескопа Хаббл и помощь в завершении строительства Международной космической станции.

Топливный бак ET-94 был создан незадолго до финального похода злополучной «Колумбии», в результате которого погибли семь астронавтов.

Хотя танк так и не коснулся звезд, его путешествие к Космическому центру не обошлось без драматизма.

Изготовленный на сборочном заводе Мишуд в Новом Орлеане, ET-94 был помещен на баржу и отбуксирован из порта 13 апреля 2016 года. Двенадцать дней спустя танк пересек Панамский канал, но не раньше, чем попал в шторм возле Каймановых островов.

Путешествие снова замедлилось, когда месяц спустя буксир «Шеннон Данн» спас четырех застрявших рыбаков у берегов Нижней Калифорнии.

В конце концов танк достиг Марина-дель-Рей 21 мая 2016 года, завершив морское путешествие длиной 5000 миль, и был перевезен на 16 миль в Калифорнийский научный центр.

Кнопка «Наверх»