Космонавтика

Индустрия космических запусков, как ни удивительно, больше не ограничивается только ракетами.

За последнее десятилетие мы стали свидетелями множества изменений на рынке космических запусков: от обнадеживающих аутсайдеров до фактических монополий. Сейчас мы переживаем еще один большой сдвиг в компаниях, запускающих ракеты, а не в компаниях, занимающихся запуском ракет. Payload поговорила с высшим руководством об изменениях, и вот что они сказали.

Будущее космических запусков может быть не только за ракетами

Если вы посмотрите на основных игроков рынка космических запусков, у большинства из них есть что-то общее: они расширяют свой бизнес за пределами запуска.

Наиболее заметной станет SpaceX, которая начала запускать свои спутники Starlink в 2019 году. Это подразделение быстро превратилось в основной источник дохода компании и имеет потенциал для IPO (однажды в далеком будущем). В то время как создание ракет обычно не приводит к производству нестандартной продукции, которую можно было бы коммерчески продать другим, производство спутников может это сделать.

SpaceX уже создала оборонную версию Starlink под названием Starshield и начала продавать лазерные соединения, используемые спутниками Starlink, другим производителям. За последние пять лет SpaceX превратилась из исключительно поставщика услуг запуска в компанию, предоставляющую полноценные космические услуги. От специализированных запусков и запусков совместного использования до Интернета из космоса — они могут сделать почти все.

Rocket Lab находится в очень похожем месте, они даже начали этим заниматься задолго до того, как это стало круто. Американско-новозеландская ракета-носитель начала процесс создания спутников на раннем этапе своего существования вместе с Photon. Компания также хорошо использовала свои доходы от SPAC, приобретая компании для расширения своего производства и для других. На данный момент Rocket Lab может построить все, что угодно, для отправки в космос и запустить практически в любую точку Солнечной системы.

«Я прогнозирую, что крупные космические компании будущего не будут компаниями по запуску или спутниковой компанией. Это будут компании, которые будут использовать эти инструменты для развертывания инфраструктуры и предоставления услуг клиентам», — сказал Payload Питер Бек, основатель и генеральный директор Rocket Lab.

Rocket Lab уже давно сменила свою идентичность с поставщика услуг запуска почти на компанию «Космос как услуга». Они все это делают и вскоре добавят к своим услугам средний запуск с помощью своей ракеты «Нейтрон».

Некоторые компании не поддались и не могут поддаться этой новой идеологии. ULA удваивает усилия и сосредоточится только на улучшении своей ракеты Vulcan для коммерческого использования. Аналитик по полезной нагрузке делает здесь хорошее замечание, заявляя, что компания будет конкурировать со своими материнскими заказчиками, Boeing и Lockheed Martin, у которых есть большие команды, занимающиеся созданием спутников и других космических кораблей.

«На данный момент мы сосредоточены на том, чтобы наша ракета позволяла использовать полезную нагрузку другим людям, а не конкурировать с нашими клиентами», — сказал Payload Тори Бруно, генеральный директор ULA.

Легкий против тяжелого против сверхтяжелого

Хотя создание конкуренции на рынке запуска средних и тяжелых проектов, по-видимому, является темой 2024 года, компании, которые не могут найти деньги в другом месте, могут столкнуться с проблемой того, что никогда не смогут стать устойчивыми. Контроль SpaceX на рынке не ослабевает, и, учитывая доходы, поступающие из других источников, несколько конкурентов, вероятно, не помешают им превзойти всех с помощью Starship.

Потому что, давайте будем честными, все пытаются догнать ракеты SpaceX Falcon 9 и Heavy. Тем не менее, до коммерческого запуска Starship, вероятно, осталось еще один или два запуска. (Ну, им нужно создать версию, которую можно будет использовать в коммерческих целях, но это уже другая история.)

Хотя некоторые по разным причинам будут придерживаться ракет меньшего размера, если Starship действительно сможет сократить затраты на запуск до доли того, что было раньше, новые ракеты, выпускаемые сегодня, чтобы конкурировать с Falcons, будут считаться устаревшими всего через несколько лет. .

Подобно тому, как на сегодняшнем рынке есть и всегда будет место для специализированных ракет-носителей SmallSat (даже несмотря на то, что для многих будет достаточно совместных поездок), будет существовать рынок и для небольших специализированных ракет с большой полезной нагрузкой.

К сожалению, мы живем в период, когда мы не можем предсказать, что произойдет. Все слишком известно, поэтому мне придется закончить эту статью отговоркой «только время покажет», потому что только время покажет, каким окажется будущее рынка космических запусков.

Кнопка «Наверх»