Каково это быть свидетелем запуска ракеты – не просто ракеты, а корабля SpaceX Starship, самой большой и мощной ракеты в мире?
Студент BYU Ной Пулсифер, ставший свидетелем запуска космического корабля в октябре, описал это:
«Это определенно была самая громкая вещь, которую я когда-либо слышал. Вы можете почувствовать, как звук проносится по вашему телу; такое ощущение, что иногда тебя почти отталкивают», — сказал Пульспирер. «А потом вокруг меня срабатывают автомобильные сигнализации, лают собаки и тому подобное. Это впечатляющий опыт».
Pulsipher является частью Лаборатории акустики, ориентированной на студентов в области физики и аэрокосмической науки (PASCAL), которой руководит профессор физики Кент Джи. Джи, который посвятил свою карьеру измерению высокоамплитудного звука таких ракет, как «Артемида I» НАСА, сказал, что звук запуска звездолета был уникальным.
«Этот низкочастотный грохот просто ошеломляет», — сказал Джи. «А потом раздается высокочастотный треск. Я называю это треском. Это очень уникальный звуковой опыт».
Хотя акустика ракет и заметна, ее можно измерить объективно. Пульсифер и Джи вместе с четырьмя другими сотрудниками BYU недавно опубликовали в JASA Express Letters статью об измерениях шума во время пятого полета Starship, включая посадку ракеты-носителя и звуковой удар. Звук был необыкновенный: даже на расстоянии 10 километров он был громким, как на рок-концерте. На расстоянии 20 километров он мог соперничать с шумом настольной пилы или снегоочистителя. Через 30-35 километров шум все еще был таким же громким, как от пылесоса или фена.
В их исследовании также сравнивалась акустика Starship с акустикой других мощных ракет. Один запуск звездолета производит шум, эквивалентный 4-6 запускам системы космического запуска или как минимум 10 запускам Falcon 9. Поскольку ожидается, что количество запусков Starship увеличится до 100 в год, Ги сказал, что шум может оказать существенное воздействие на окружающие сообщества, включая дребезжание окон, нарушение сна, срабатывание сигнализации и даже нарушение популяций диких животных.
«Сейчас мы — космические люди, и это хрупкий баланс. Как вы совмещаете это с тем, чтобы быть хорошим защитником окружающей среды? Наше исследование покажет, какое влияние это оказывает на виды, находящиеся под угрозой исчезновения в регионе, а также на жизнь общества».
В настоящее время не существует нормативных указаний относительно уровней шума от ракет. Хотя работа PASCAL не фокусируется на политике, ее данные могут помочь информировать лиц, принимающих решения, и сообщества по мере того, как космодромы становятся все более распространенными.
Чтобы подготовиться к шестому полету Starship 19 ноября, команда PASCAL перевезла в Техас три поддона с оборудованием, включая компьютеры, системы сбора данных, GPS, микрофоны и ветровые стекла.
«Это уникальная возможность для студентов принять участие в чем-то подобном», — сказал Джи, отметив, что BYU — единственный университет, изучающий ракетный шум в таком масштабе.
Для Пульсифера радость от запуска ракеты никогда не угасает.
«Всегда невероятно видеть, как взрывается ракета», — сказал он. «Сначала вы видите, как гаснет свет, а чуть позже слышите шум, и у вас отвисает челюсть. Это действительно интересный опыт. Я всегда этого жду».
Информация от: Университетом Бригама Янга