Для многих ученых НАСА полет на борту самолета Douglas DC-8 позволил им увидеть уникальные виды Земли: Моаи на острове Пасхи, Центральный парк в Нью-Йорке и гору Везувий в Италии.
15 мая некоторые из тех же ученых, которые работали над этой «летающей лабораторией», наблюдали, как она совершила последний полет над Исследовательским центром Эймса в Маунтин-Вью перед тем, как выйти на пенсию.
Рим Ханнан, научный сотрудник отдела атмосферных наук, присутствовала на эстакаде со своими двумя детьми, прежде чем отвезти их в школу. Пока близнецы играли вокруг деревьев и комментировали большой самолет, который пролетел близко к земле, чтобы они могли их видеть, она вспомнила, как начала свою карьеру в НАСА, занимаясь наукой и читая полевые измерения на самолете.
«Просто здорово видеть все эти различные измерения состава атмосферы, и это отличное сообщество, частью которого можно стать, и вы можете путешествовать по миру, занимаясь наукой», — сказал Ханнун.
Самолет, принадлежавший НАСА, был одним из семи самолетов DC-8, все еще находящихся в эксплуатации на международном уровне. Томас Мэтьюз, ведущий инженер по эксплуатации самолета и главный директор миссии, сказал, что НАСА использовало самолет в течение 37 лет, но устаревший самолет необходимо было заменить, поскольку его становилось все труднее поддерживать. Новый Боинг-777 заменит DC-8, который выйдет на пенсию в школе технического обслуживания самолетов Университета штата Айдахо в Покателло.
Джони Завалета, менеджер проекта из Управления проектов по наукам о Земле, сказал, что обычно ему не нужно летать на самолете для выполнения миссий, но он использовал любую возможность, чтобы подняться на борт. Он вспомнил один из многочисленных полетов самолета над Антарктидой в период с 2011 по 2017 год, назвав его «самым удивительным пейзажем, который вы только могли увидеть».
Полет был частью операции IceBridge, целью которой было продолжить сбор данных о полярном льду, пока НАСА переключало спутники. Завалета вспоминал, как видел горные хребты и ледники, насколько хватало глаз.
«Я никогда не видел ничего более красивого и в то же время такого негостеприимного», — сказал Завалета. «Это было очень приятно, как будто побывал на другой планете».
Первоначально самолет был пассажирским самолетом Alitalia, бывшей национальной авиакомпании Италии, которая сменила право собственности на Braniff International Airways, а затем была продана НАСА для использования в Исследовательском центре Эймса в 1986 году, сказал Мэтьюз.
Мэтьюз также рассказал о своем собственном опыте наблюдения за впечатляющими визуальными эффектами во время полета на самолете над рекой Гудзон для записи атмосферных условий: самолет летел примерно на высоте 2000 футов над Манхэттеном, следуя вдоль побережья острова и вокруг Статуи Свободы.
По его словам, этот момент — пролет над крупнейшим городом Америки — стал кульминацией всей координации, необходимой для выполнения «полетов на малой высоте в некоторых из самых оживленных мест, где вы можете летать, делая это безопасно».
«Это была удивительная вещь, которую удалось реализовать с потрясающими пейзажами, со всеми башнями и Центральным парком», — сказал Мэтьюз.
По словам Мэтьюза, самолет претерпел многочисленные модификации для выполнения исследовательских работ: в какой-то момент были добавлены порты и стойки для научных компонентов, новое шасси и двигатели.
Эти изменения позволили самолету собирать данные о качестве воздуха и климатических исследованиях. Крис Скофилд, бывший научный сотрудник DC-8, вытерла слезы, наблюдая за взлетом самолета в последний раз, и вспомнила одно из наиболее важных применений данных, собранных на самолете.
По словам Скофилда, до того, как ее доставили в самолет, в 1980-х годах это исследование было использовано для обнаружения и измерения дыры в озоновом слое Земли, а также для обнаружения мест, где хлорфторуглероды — химические вещества, обычно используемые в качестве хладагентов — разрушают озон в атмосфере. Это открытие привело к принятию в 1987 году глобального соглашения о постепенном отказе от использования химикатов и естественном восстановлении ямы.
«DC-8 на самом деле был еще одной частью картины, так что вы могли видеть: да, это действительно происходило так, как мы думаем, химически», — сказал Скофилд.
Помимо того, что этот самолет был основным исследовательским судном, он был местом работы, оставившим приятные воспоминания для многих сотрудников НАСА. Джим Подольске, учёный-исследователь, летавший на DC-8 в течение 21 года, высоко оценил интерактивные усилия сообщества около 40 учёных, которые проводили интересные наблюдения и вместе принимали решения в режиме реального времени.
«Они проделали потрясающую научную работу, поэтому я думаю, что у тройной семерки есть большие возможности», — сказал Завалета, упомянув новый самолет, который заменит DC-8. «За все это время он стал идеальной платформой для людей для проведения исследований».