Космонавтика

История Одиссея: первая высадка Америки на Луну после Аполлона

Последние несколько недель мы следили за путешествием миссии IM-1 компании Intuitive Machine. Первый в своем роде посадочный модуль совершил несколько новинок, самым крупным из которых стал первый вывод коммерческого рынка на поверхность Луны. Хотя миссия на данный момент завершена, есть что рассказать о старом добром Одиссее.

Миссия «Одиссея» не была идеальной, но она справилась со своей задачей.

15 февраля «Одиссей» начал свое путешествие на Луну, запустив ракету Falcon 9 с исторического корабля LC-39A. Это был уникальный запуск, поскольку SpaceX впервые поддержала заправку полезной нагрузки криогенным топливом непосредственно перед запуском. Вот почему миссия IM-1 не могла перемещать площадки, для этого требовалось специальное оборудование.

Когда «Одиссей» отделился от второй ступени Falcon 9, космическое сообщество собралось, чтобы посмотреть, чем это закончится. Всего за несколько недель до этого у первого лунного корабля Astrobotic произошел ранний отказ внутри двигательного модуля. Поскольку ни один другой коммерческий спускаемый аппарат не добился успеха на Луне, мы все задавались вопросом, что же пойдет не так с «Одиссеем».

Хотя миссия IM-1 была далека от совершенства, ничто не могло заставить Intuitive Machines отменить посадку. 22 февраля «Одиссей» мягко приземлился на поверхность Луны, преодолевая по пути проблемы в двигательной установке, лазерном дальномере и других системах.

Лазерный дальномер на самом деле стал самым большим «провалом» миссии: случайно осталась английская булавка, поэтому ее нельзя было использовать. К счастью, команды попытались включить эту систему заранее и обнаружили проблему, успев найти решение до приземления.

Этим решением оказалась созданная НАСА технологическая демонстрация, в которой для определения места приземления использовались оптические камеры. Даже без основной системы приземления «Одиссею» удалось приземлиться примерно в миле от предполагаемого места.

Что касается приземления, я бы не назвал его мягким. Однако он пережил приземление. Анализ, проведенный двигателями Intuitive Machine, показывает, что они, вероятно, слишком быстро снижались в поперечном направлении. Поэтому, когда одна из посадочных ног Одиссея коснулась поверхности, она впилась в реголит и заставила посадочный модуль опрокинуться. Наконечника было недостаточно, чтобы нанести серьезный ущерб и проиграть миссию, но он сделал антенны с высоким коэффициентом усиления непригодными для использования.

В то время как наклон затруднил передачу данных обратно на Землю, поскольку можно было использовать только небольшую всенаправленную антенну с низким коэффициентом усиления. Команды смогли активировать все его научные полезные нагрузки и получить данные от каждого из них. Хотя общий объем возвращенных данных составил всего 350 МБ, по космическим меркам это все еще много, но, скорее всего, для некоторых это далеко не ожидаемый результат.

Единственной полезной нагрузкой, которая не удалась, была построенная студентами развертываемая камера, которую нужно было развернуть непосредственно перед приземлением, чтобы запечатлеть эти последние моменты. Во время перестановки систем приземления EagleCam Эмбри-Риддла не было приказано развернуться. Команды попытались развернуть его на земле, но ему не удалось передать фотографии Одиссею.

После недели пребывания на лунной поверхности над Одиссеем зашло Солнце. Как и другие спускаемые аппараты с солнечными батареями, космический корабль, как ожидается, не переживет лунную ночь. Хотя даже технический директор Intuitive Machine Тим Крейн не советует вам делать ставки, компания попытается связаться с Одиссеем, когда Солнце снова взойдет.

Что это означает для будущего исследования Луны?

ИМ-1 забил много первых очков во время этой миссии. Конечно, он является первым коммерческим лунным кораблем, успешно приземлившимся на Луну, а также первой успешной миссией НАСА CLPS. Хотя еще многое предстоит доказать, что НАСА может построить коммерческий лунный рынок (только потому, что компания доказала, что может высадиться на Луну, используя контракт НАСА с фиксированной ценой, а большие объемы частного капитала не делают его устойчивым… пока), это большой шаг в правильном направлении, и мы с нетерпением ждем, что будет дальше.

«Одиссей» также был первым космическим кораблем, запустившим двигатель, работающий на метане, в вакууме, и самым дальним от Земли космическим кораблем, который смог запустить двигатель. А еще то, что это самая южная точка лунной поверхности, где можно приземлиться. Многие первые в этой миссии.

На Луну прибудет еще больше лунных кораблей, а в работе находится еще много других миссий, направленных на поддержку потенциально растущей окололунной экономики. Artemis и CLPS лидируют в создании того, что считалось невозможным, путем создания большего количества коммерческих космических компаний на новых рынках.

Кнопка «Наверх»