Космонавтика

Эксперименты с резервуарами с нулевым выкипанием позволят обеспечить длительные исследования космоса

Хватит ли нам топлива, чтобы добраться до пункта назначения? Вероятно, это один из первых вопросов, который приходит на ум, когда ваша семья собирается отправиться в путешествие. Если поездка длительная, вам придется посещать заправочные станции по маршруту для дозаправки во время путешествия.

НАСА борется с аналогичными проблемами, готовясь к осуществлению устойчивой миссии обратно на Луну и планируя будущие миссии на Марс. Но в то время как топливом вашего автомобиля является бензин, который можно безопасно и неограниченно хранить в жидком виде в бензобаке автомобиля, топливо для космических кораблей представляет собой летучее криогенное жидкое топливо, которое необходимо поддерживать при чрезвычайно низких температурах и защищать от утечек тепла из окружающей среды в топливный бак космического корабля. .

И хотя уже существует налаженная сеть коммерческих заправочных станций, позволяющая заправить ваш автомобиль легко, на Луне или на пути к Марсу нет криогенных заправочных станций или складов.

Кроме того, хранить летучее топливо в течение длительного времени и переносить его из космического складского резервуара в топливный бак космического корабля в условиях микрогравитации будет непросто, поскольку основная физика жидкости в условиях микрогравитации, влияющая на такие операции, не совсем понятна. Даже при использовании сегодняшних технологий сохранение криогенного топлива в космосе дольше нескольких дней невозможно, а перекачка топлива из бака в бак никогда ранее не выполнялась и не тестировалась в космосе.

Тепло, передаваемое через опорные конструкции или из радиационной космической среды, может проникать даже через мощные системы многослойной изоляции (MLI) космических баков с топливом, что приводит к выкипанию или испарению топлива и вызывает самораздутие бака.

Эксперименты с танками с нулевым выкипанием позволят обеспечить длительные исследования космоса
Космическая станция «Врата» — первая космическая станция человечества вокруг Луны — будет способна дозаправляться в космосе.

Текущая практика заключается в том, чтобы предотвратить создание избыточного давления в резервуаре и угрозу его структурной целостности путем выброса выкипающих паров в космос. Бортовое топливо также используется для охлаждения горячих линий передачи и стенок пустого бака космического корабля перед тем, как можно будет выполнить операцию по перекачке и заправке топлива. Таким образом, драгоценное топливо постоянно тратится впустую как при хранении, так и при транспортировке, что делает невозможными длительные экспедиции, особенно миссию человека на Марс, с использованием современных методов пассивного контроля давления в топливных баках.

Технологии нулевого кипения (ZBO) или пониженного кипения (RBO) представляют собой инновационные и эффективные средства замены существующей конструкции пассивного контроля давления в резервуарах. Этот метод основан на сложной комбинации активных, гравитационно-зависимых процессов смешивания и отвода энергии, которые позволяют поддерживать безопасное давление в баке с нулевыми или значительно сниженными потерями топлива.

Хранение и транспортировка с нулевым выкипанием: преобразующая космическая технология

В основе системы контроля давления ZBO лежат два предлагаемых механизма активного смешивания и охлаждения для противодействия самоповреждению резервуара. Первый основан на прерывистом, принудительном, недогретом струйном смешивании топлива и включает сложное, динамическое, гравитационно-зависимое взаимодействие между струей и незаполненным пространством (объемом пара) для управления фазовым изменением конденсации и испарения на границе раздела жидкость-пар.

Второй механизм использует впрыск переохлажденных капель через распылитель в незаполненный объем для контроля давления и температуры в резервуаре. Хотя последний вариант является многообещающим и приобретает все большую популярность, он более сложен и никогда не тестировался в условиях микрогравитации, где фазовый переход и транспортное поведение популяций капель могут сильно отличаться и неинтуитивны по сравнению с земными.

Хотя динамический подход ZBO технологически сложен, он обещает впечатляющее преимущество перед используемыми в настоящее время пассивными методами. Оценка одной концепции ядерной двигательной установки для транспортировки на Марс показала, что пассивные потери при испарении для большого резервуара с жидким водородом, несущего 38 тонн топлива для трехлетней миссии на Марс, составят примерно 16 тонн в год.

Предлагаемая система ЗБО обеспечит экономию массы пороха на 42% в год. Эти цифры также подразумевают, что при использовании пассивной системы все топливо, перевозимое для трехлетней миссии на Марс, будет потеряно из-за испарения, что сделает такую ​​​​миссию неосуществимой без обращения к преобразующей технологии ZBO.

Подход ZBO представляет собой многообещающий метод, но прежде чем такая сложная технологическая и эксплуатационная трансформация может быть полностью разработана, реализована и продемонстрирована в космосе, необходимо прояснить и решить важные и решающие научные вопросы, которые влияют на ее инженерную реализацию и характеристики в условиях микрогравитации.

Эксперименты с танками с нулевым выкипанием позволят обеспечить длительные исследования космоса
Астронавт Джозеф М. Акаба устанавливает оборудование ZBOT в перчаточном боксе для науки о микрогравитации на борту Международной космической станции. Кредит: НАСА

Научные эксперименты в области микрогравитации в резервуаре с нулевым выкипанием (ZBOT)

Резервуар с нулевым выкипанием (ZBOT) Проводятся эксперименты с целью создания научной основы для разработки преобразующего метода консервации топлива ZBO. По рекомендации научной группы ZBOT, состоящей из представителей аэрокосмической промышленности, научных кругов и НАСА, было решено провести предлагаемое исследование в виде серии из трех небольших научных экспериментов, которые будут проводиться на борту Международной космической станции. Три эксперимента, описанные ниже, дополняют друг друга и направлены на решение ключевых научных вопросов, связанных с управлением криогенной жидкостью ZBO с топливом в космосе.

Эксперимент ZBOT-1: Самонаддув и струйное смешение

Первый эксперимент серии был проведен на станции в 2017-2018 годах. На втором изображении выше показано оборудование ZBOT-1 в перчаточном боксе для науки о микрогравитации (MSG) станции. Основная цель этого эксперимента заключалась в исследовании самонагнетания и кипения, которые происходят в герметичном резервуаре из-за местного и глобального нагрева, а также возможности регулирования давления в резервуаре посредством переохлажденного осевого струйного смешивания.

В этом эксперименте тщательно изучалось сложное взаимодействие струйного течения с незаполненным пространством (объемом пара) в условиях микрогравитации. Данные о смешивании струй в условиях микрогравитации также были собраны в широком диапазоне масштабированных параметров потока и теплопередачи, чтобы охарактеризовать постоянные времени снижения давления в резервуаре, а также пороги образования гейзера (жидкого фонтана), включая его стабильность, и глубину проникновения через незаполненный объем. . Наряду с очень точными измерениями датчиков давления и локальной температуры, была выполнена измерение скорости изображения частиц (PIV) для получения измерений скорости потока по всему полю для проверки модели вычислительной гидродинамики (CFD).

Эксперименты с танками с нулевым выкипанием позволят обеспечить длительные исследования космоса
Проверка прогнозов CFD-модели ZBOT для потока жидкости и деформации сферического незаполненного пространства в условиях микрогравитации за счет смешивания струи переохлажденной жидкости на основе экспериментальных результатов ZBOT: (a) Модельное предсказание положения незаполненного объема, деформации и вихревых структур потока во время перемешивания переохлажденной струи; (б) PIV-изображение вихревых структур потока во время перемешивания струи; (c) Деформация незаполненного объема, зафиксированная методом визуализации в белом свете; и (d) CFD-модель, изображающая температурные контуры во время перемешивания переохлажденной струи. (Эксперимент ЗБОТ-1, 2018). Фото: доктор Мохаммад Касеми, Университет Кейс Вестерн Резерв.

Некоторые из интересных результатов эксперимента ZBOT-1 заключаются в следующем:

  • Предоставлены первые данные о скорости самонагнетания резервуара в условиях микрогравитации и контролируемых условиях, которые можно использовать для оценки требований к изоляции резервуара. Результаты также показали, что классическое самонагнетание весьма хрупко в условиях микрогравитации, и пузырьковое кипение может возникать в горячих точках на стенках резервуара даже при умеренных тепловых потоках, которые не вызывают кипения на Земле.
  • Доказано, что управление давлением ZBO осуществимо и эффективно в условиях микрогравитации с использованием переохлажденной струйной смеси, но также продемонстрировано, что взаимодействие микрогравитационной незаполненной струи и струи не соответствует ожидаемым моделям классического режима.
  • Позволено наблюдать неожиданную кавитацию во время перемешивания переохлажденной струи, приводящую к массивному фазовому изменению на обеих сторонах экранированного устройства сбора жидкости (LAD). Если этот тип фазового изменения происходит в топливном баке, это может привести к попаданию паров через LAD и нарушению потока жидкости в линии передачи, что потенциально может привести к отказу двигателя.
  • Разработал современную двухфазную модель CFD, подтвержденную более чем 30 практическими исследованиями в области микрогравитации. Модели ZBOT CFD в настоящее время используются в качестве эффективного инструмента для масштабирования топливных баков несколькими аэрокосмическими компаниями, участвующими в программе НАСА «Переломный момент» и программе НАСА «Система приземления человека» (HLS).

Эксперимент ZBOT-NC: эффекты неконденсирующегося газа

Неконденсирующиеся газы (NCG) используются в качестве давления для извлечения жидкости для работы двигателя и перекачки из бака в бак. Второй эксперимент, ZBOT-NC, будет исследовать влияние NCG на самогерметизацию герметичного резервуара и на регулирование давления посредством осевого струйного смешивания. В качестве неконденсирующихся агентов давления будут использоваться два инертных газа с совершенно разными молекулярными размерами: ксенон и неон. Чтобы добиться контроля или снижения давления, молекулы пара должны достичь границы раздела жидкость-пар, которая охлаждается струей смешивания, а затем пересечь границу раздела на стороне жидкости для конденсации.

Это исследование будет сосредоточено на том, как в условиях микрогравитации неконденсирующиеся газы могут замедлять или сопротивляться транспортировке молекул пара к границе раздела жидкость-пар (транспортное сопротивление), а также выяснять, в какой степени они могут образовывать барьер на границе раздела и препятствовать переход молекул пара через границу раздела в сторону жидкости (кинетическое сопротивление). Влияя на условия интерфейса, NCG также могут изменять структуру потока и тепловую структуру жидкости.

ZBOT-NC будет использовать как данные местного датчика температуры, так и уникально разработанную диагностику термометрии на квантовых точках (QDT) для сбора неинтрузивных измерений температуры по всему полю для оценки влияния неконденсирующихся газов как во время нагрева с самонагнетанием, так и струйного смешивания / охлаждения танк в условиях невесомости. Этот эксперимент запланирован на Международную космическую станцию ​​в начале 2025 года, и запланировано более 300 различных испытаний в условиях микрогравитации. Результаты этих испытаний также позволят доработать и проверить модель ZBOT CFD, включив в нее эффекты неконденсирующегося газа с физической и численной точностью.

Эксперименты с танками с нулевым выкипанием позволят обеспечить длительные исследования космоса
На изображении в белом свете запечатлен неповрежденный незаполненный объем одной полусферы в резервуаре ZBOT до сброса давления переохлажденной струей (слева) и после коллапса давления смешивания переохлажденной струи, который привел к образованию крупных пузырьков с фазовым изменением из-за кавитации в LAD (справа). (Эксперимент ЗБОТ-1, 2018). Фото: доктор Мохаммад Касеми, Университет Кейс Вестерн Резерв.

Эксперимент ZBOT-DP: эффекты изменения фазы капли

Активное регулирование давления ZBO также может быть осуществлено путем впрыскивания капель переохлажденной жидкости через осевой распылитель непосредственно в незаполненный объем или объем пара. Этот механизм очень перспективен, но его работоспособность еще не проверена в условиях микрогравитации. Испарение капель потребляет тепло, выделяемое горячим паром, окружающим капли, и производит пар, имеющий гораздо более низкую температуру насыщения. В результате снижается температура и давление свободного объема пара.

Капельный впрыск также можно использовать для охлаждения горячих стенок пустого бака с топливом перед перегрузкой из бака в бак или операцией заправки. Кроме того, во время выплескивания топлива, вызванного ускорением космического корабля, могут образовываться капли, которые затем претерпевают фазовый переход и теплообмен. Эта теплопередача может вызвать коллапс давления, который может привести к кавитации или массивному фазовому переходу из жидкости в пар. Поведение популяций капель в условиях микрогравитации будет кардинально отличаться от поведения на Земле.

Эксперимент ZBOT-DP будет исследовать дезинтеграцию, слияние (слияние капель), фазовый переход, а также транспортные и траекторные характеристики популяций капель, а также их влияние на давление в резервуаре в условиях микрогравитации. Особое внимание также будет уделено взаимодействию капель с нагретой стенкой резервуара, что может привести к мгновенному испарению с осложнениями, вызванными эффектом Лиденфроста (когда капли жидкости отлетают от нагретой поверхности и, таким образом, не могут охладить стенки резервуара). .

Эти сложные явления не были научно исследованы в условиях микрогравитации и должны быть решены, чтобы оценить возможность и эффективность инъекции капель как механизма контроля давления и температуры в условиях микрогравитации.

Вернуться на планету Земля

Это фундаментальное исследование теперь помогает коммерческим поставщикам будущих систем посадки для людей-исследователей. Blue Origin и Lockheed Martin, участники программы НАСА «Системы приземления человека», используют данные экспериментов ZBOT для разработки будущих проектов космических кораблей.

Управление криогенными жидкостями и использование водорода в качестве топлива не ограничиваются космическими применениями. Чистая зеленая энергия, обеспечиваемая водородом, однажды может стать топливом для самолетов, кораблей и грузовиков на Земле, что принесет огромные климатические и экономические выгоды. Формируя научную основу управления криогенной жидкостью ZBO для освоения космоса, научные эксперименты ZBOT и разработка модели CFD также помогут воспользоваться преимуществами водорода в качестве топлива здесь, на Земле.

Кнопка «Наверх»