Космос – неестественная среда для человека. Мы не можем выжить без защиты в чистом вакууме более двух минут. Чтобы попасть в космос, нам придется быть привязанными к химическому взрыву, который практически невозможно контролировать.
С 1961 года в космосе побывало менее 700 человек. Частные космические компании, такие как SpaceX и Blue Origin, надеются увеличить это число до многих тысяч, и SpaceX уже принимает заказы на полеты на орбиту.
Я астроном и много писал о космических путешествиях, в том числе написал книгу о нашем будущем за пределами Земли. Я много думаю о рисках и выгодах освоения космоса.
По мере того, как коммерческая космическая отрасль будет развиваться, будут происходить несчастные случаи и люди будут умирать. Polaris Dawn, запуск которого запланирован на начало сентября 2024 года, будет миссией высокого риска с участием только гражданских астронавтов. Поэтому сейчас хорошее время, чтобы взвесить риски и выгоды от ухода с Земли.
Космические путешествия опасны
Большинство американцев до сих пор хорошо помнят катастрофы, в которых погибли 14 астронавтов. Два из пяти космических кораблей распались: «Челленджер» в 1986 году вскоре после запуска и «Колумбия» в 2003 году при входе в атмосферу Земли.
Всего 30 астронавтов и космонавтов погибли во время подготовки или во время космических полетов.
Были также десятки промахов. Двум астронавтам в настоящее время приходится оставаться на Международной космической станции еще на шесть месяцев, поскольку НАСА сочло их корабль Boeing Starliner небезопасным для обратного путешествия. Во время разработки у Starliner возникло множество проблем, включая легковоспламеняющуюся ленту, заклинившие клапаны и неадекватные парашютные системы. Но критическая неисправность двигателей стала причиной того, что НАСА больше не захотело использовать его в качестве возвращаемого средства.
На земле тоже не всегда безопасно. Помимо трех астронавтов «Аполлона-1», погибших при пожаре на стартовой площадке в 1967 году, около 120 человек погибли при взрыве беспилотной ракеты на стартовой площадке в России в 1960 году, а сотни человек погибли в 1996 году, когда китайская ракета сбилась с курса. и врезался в соседнюю деревню.
Уровень смертности от космических путешествий составляет около 3%. Это звучит низко, но это выше, чем в экстремальных видах спорта, таких как бейсджампинг или прыжок со скалы в вингсьюте. Единственные развлечения, которые могут конкурировать с риском космических путешествий, — это одиночное свободное лазание и восхождение на высоту более 6000 метров в Гималаях.
Гражданские в космосе
2020-е годы открыли эпоху гражданских космонавтов. После гибели учительницы Кристы Маколифф в результате катастрофы «Челленджера» НАСА прекратило отправлять гражданских лиц в космос. Однако для коммерческих космических компаний это часть бизнес-модели.
Первым гражданским экипажем, вышедшим на орбиту на космическом корабле SpaceX Dragon в 2021 году, стала миссия Inspiration 4. С 2020 года в космос полетело 69 частных астронавтов, хотя только 46 достигли линии Кармана — формального определения края космоса.
Показатели безопасности коммерческой космической отрасли не являются безупречными. Ни один гражданский человек никогда не погиб в космосе, но в результате испытательного полета космического корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic в 2014 году один пилот погиб, а другой серьезно пострадал. Эта авария последовала за тремя смертельными случаями и тремя ранениями в результате взрыва во время предстартовых испытаний ракеты SpaceShipTwo в 2007 году.
У SpaceX, крупнейшей коммерческой космической компании с 13 000 сотрудников и рыночной стоимостью 180 миллиардов долларов, не было ни одного летального случая со смертельным исходом в полете, но зарегистрирован один смертельный случай и сотни травм на рабочем месте.
Запуск миссии Polaris Dawn был запланирован на 27 августа 2024 года, но был отложен из-за утечки гелия и плохой погоды. Миссия значительно увеличит риск для гражданского населения в космосе. Полет SpaceX достигнет высоты 700 километров, что выше, чем у любого астронавта со времен Аполлона.
Гражданский экипаж из четырех человек Polaris Dawn подвергнется серьезной дозе радиации. Всего за несколько часов он пострадает так же сильно, как за 20 лет на Земле. НАСА в настоящее время исследует риски для здоровья, связанные с радиацией.
Миссия также будет включать в себя выход в открытый космос – первый для астронавтов-неправительственных организаций. Будут использованы скафандры, которые никогда не испытывались в космосе. Поскольку используемый космический корабль — SpaceX Dragon — не имеет шлюзовой камеры, внутренняя часть капсулы будет подвергаться воздействию космического вакуума, а все члены экипажа будут одеты в скафандры.
Российский космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос в 1965 году. В результате других выходов в открытый космос он временно ослеп, чуть не утонул и почти навсегда потерялся в космосе. Скафандр подобен миниатюрному космическому кораблю и должен выдерживать резкие колебания температуры в несколько сотен градусов при движении под прямыми солнечными лучами. Даже небольшая трещина или дыра могут оказаться фатальными.
Но хотя космические путешествия несут в себе опасности, они также предлагают и награды. Поскольку Polaris Dawn будет летать выше, чем любая предыдущая нелунная миссия, экипаж сможет проводить исследования в условиях высокой радиации. Она будет изучать влияние космических путешествий на организм человека и то, как будущие космические путешественники смогут диагностировать и лечить себя.
Менее ощутимое, но потенциально важное преимущество — это эффект обзора: многие астронавты сообщают о чувстве трепета, которое они испытывают, наблюдая за Землей из космоса.
Космический бум
Космос процветает – надеюсь, только в переносном, а не в буквальном смысле. SpaceX зарабатывает деньги, запуская спутники Starlink и доставляя грузы и людей на Международную космическую станцию. Предполагаемый объем продаж в этом году составит 15 миллиардов долларов. Blue Origin продает ракетные двигатели и имеет контракты с НАСА.
Обе компании продают полеты в космос богатым людям, но это лишь небольшая часть их доходов. Космический туризм пока недоступен для широкой публики. Virgin Galactic предлагает короткий суборбитальный полет за 450 тысяч долларов, но выход на орбиту стоит 55 миллионов долларов.
Рынок космического туризма в 2023 году составил 750 миллионов долларов, и ожидается, что в следующем десятилетии он вырастет до 5,2 миллиарда долларов. Многоразовые ракеты сделали стоимость запуска космического корабля в десять раз ниже, чем десять лет назад.
Чтобы космический туризм охватил более широкую целевую группу, чем мультимиллионеры и любители острых ощущений, он должен быть безопасным – как в восприятии, так и в реальности. Многие космические предприниматели ожидают, что космические путешествия последуют примеру авиации, которая также начиналась как способ привлечь богатых людей и любителей острых ощущений.
С 1930 года технологические усовершенствования и меры безопасности сократили количество несчастных случаев со смертельным исходом в авиационной промышленности на миллион пройденных миль в 3000 раз. Возможно, более реалистичной целью было бы сделать космические путешествия такими же безопасными, как вождение автомобиля. Это более умеренная цель, поскольку вождение автомобиля более опасно, чем полет. Шанс погибнуть в автокатастрофе составляет 1 на 5000 в год, тогда как шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 на 11 миллионов.
В Соединенных Штатах правительство смягчило регулирование коммерческой космической отрасли, чтобы стимулировать предпринимателей.
Мечты Илона Маска о миллионах пассажиров и городе на Марсе могут не стать реальностью. Но если стоимость путешествия на орбиту Земли упадет до стоимости роскошного круиза, многие люди смогут испытать острые ощущения от невесомости и увидеть Землю как прекрасную планету с высоты.
Информация от: Разговором