В последние годы усилилась новая «космическая гонка» между США и Китаем. На предвыборном митинге в минувшие выходные кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп сослался на это соперничество, заявив, что США «будут лидировать в мире в космосе», вторя своему коллеге-демократу, вице-президенту Камале Харрис.
Тем временем президент Китая Си Цзиньпин заявил, что «стать космической державой — наша вечная мечта».
Но в чем суть этой последней «гонки» и есть ли пути к соприкосновению? История показывает, что они есть. Как специалист по космическому управлению, я утверждаю, что от этого зависит наше будущее.
«Гонка» на Луну
Лунные миссии стали синонимом «космической гонки». Во время Холодной войны соперничество между Соединенными Штатами и Советским Союзом за право сделать первый «маленький шаг» на Луне было символическим и стратегическим стремлением к политическому, технологическому, военному и идеологическому доминированию на Земле.
Геополитическая напряженность вновь выходит за пределы Земли. США и Китай возглавляют отдельные миссии, направленные на возвращение людей на Луну. Одной из целей является содействие научным исследованиям. Но космическая добыча и экономический экспансионизм также стимулируют эти усилия.
Эта новая «гонка» может привести к новым конфликтам, особенно из-за лучших мест для посадки и ценных и дефицитных ресурсов, которые, как полагают, расположены на южном полюсе Луны.
Добыча водяного льда может дать кислород, питьевую воду и ракетное топливо – все это жизненно важно для исследования Луны и за ее пределами. Луна также может содержать редкоземельные металлы, используемые в повседневной электронике, а также редкий нерадиоактивный изотоп гелий-3, используемый в ядерной энергетике.
Космическая добыча может привести к тревожной «лунной золотой лихорадке» или торговой войне с государствами и частными игроками в космосе. Подсчитано, что ресурсы, добытые за пределами Земли, стоят триллионы долларов.
Соединенные Штаты имеют долгую историю проверенных космических возможностей, инвестиций и партнерства. Но Китай догоняет. В то время как США осуществили свою первую беспилотную посадку на южном полюсе Луны в этом году, Китай совершил несколько высадок. В июне этого года китайская миссия «Чанъэ-6» вернулась с первыми образцами горных пород и почвы из этого популярного лунного региона.
Как страны взаимодействуют в космосе?
Обе сверхдержавы пригласили другие страны присоединиться к ним в реализации своих лунных замыслов. На этой неделе Доминиканская Республика стала 44-й страной, подписавшей соглашение Артемиды под руководством НАСА.
Еще тринадцать стран участвуют в работе Международной лунной исследовательской станции (ILRS) под руководством Китая в сотрудничестве с Россией. Сенегал присоединился в прошлом месяце.
Поскольку членство в обеих инициативах не пересекается, возникают новые «космические блоки», отражающие глобальную динамику сил.
«Соглашения Артемиды» и ILRS в настоящее время не имеют обязательной юридической силы, но окажут влияние на формирование управления космосом в 21 веке. Это связано с тем, что разработка договоров в Комитете Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС, созданный в 1959 году) не поспевает за последними событиями и участниками космического пространства.
Космическая политика также не обеспечивает адекватного решения растущих этических проблем, включая колонизацию космоса и световое загрязнение, вызванное спутниками.
Мы находимся в критической точке. Важно, чтобы появление этих новых «космических блоков» не переросло в конкуренцию по поводу того, какой подход к управлению космосом возобладает. Это может не только увеличить риск конфликта на самой лунной поверхности, но может даже усилить геополитическую нестабильность и военную конкуренцию на Земле.
История показывает, что мы можем работать вместе
Космос способствовал сотрудничеству даже между соперниками-сверхдержавами в напряженные геополитические времена. Во время холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз сотрудничали в области управления космосом, права, науки и технологий. Это способствовало укреплению взаимного доверия и снижению напряженности.
В рамках КОПУОС страны работали вместе, чтобы согласовать первый из нескольких основополагающих договоров о правах на космос: Договор о космосе 1967 года. Он запрещает размещение ядерного оружия в космосе и национальную собственность на небесные тела, такие как Луна.
Совместной высадки на Луну никогда не было. Но в 1975 году космические корабли «Аполлон» и «Союз» состыковались на орбите. Это было первое международное партнерство в области пилотируемых космических полетов, историческое достижение, ставшее возможным благодаря техническому сотрудничеству и дипломатии. КОПУОС назвал это вдохновляющим фактором для дальнейшего сотрудничества.
Совсем недавно Международная космическая станция НАСА (МКС) стала свидетельством сосуществования. Астронавты из США, России и других партнёров провели более 3000 экспериментов в условиях микрогравитации.
На недавнем Саммите ООН по будущему видеообращения астронавтов с МКС и китайской космической станции Тяньгун подтвердили важность международного сотрудничества и мирного использования космоса.
От риторики к практике
Человечеству есть что потерять, если мировые сверхдержавы не будут сотрудничать в управлении космосом. Существует реальный и растущий риск экспорта и обострения наших земных конфликтов в космос. Это неизбежно увеличит напряженность на Земле.
Соединенные Штаты и Китай должны изучить возможности для начала диалога между «Соглашениями Артемиды» и ILRS. Уже есть некоторое сходство в отдельных запланированных мероприятиях, руководящих принципах и руководящих указаниях.
Чтобы добиться этого, США должны пересмотреть Поправку Вольфа 2011 года — закон, который запрещает НАСА использовать свои средства для сотрудничества с Китаем без одобрения Конгресса. Но у Китая нет партнера, и недавно он выразил готовность сотрудничать, включая обмен образцами горных пород и почвы.
Обмен научной информацией может помочь установить первоначальную общую позицию перед дальнейшими дискуссиями по управлению космосом. Это может даже привести к согласованию мест посадки или лунного часового пояса. Если бы когда-нибудь возникла необходимость в спасательной миссии на Луне, было бы гораздо проще иметь совместимые технологии благодаря функциональной совместимости.
США и Китай активно участвуют в КОПУОС, в том числе в Рабочей группе по космическим ресурсам. Но составление контрактов зачастую продвигается медленно. Это означает, что необходимы более широкие коммуникационные возможности, согласованность и безопасность в управлении пространством. Это могло бы даже поддержать многосторонние усилия.
Возможно, в будущем США и Китай смогут осуществить совместную исследовательскую миссию по Луне – в духе стыковки «Аполлон-Союз».
Между тем, миру необходимо воспринимать космос как нечто большее, чем просто «гонку». Это также возможность улучшить международные отношения, которые принесут пользу нашему будущему человечеству на Земле и однажды за ее пределами.
Информация от: Разговором