Космонавтика

Люди возвращаются на Луну, чтобы остаться, но когда это произойдет, становится все менее ясно.

Люди возвращаются на Луну, чтобы остаться, но когда это произойдет, становится все менее ясно.

Художественное изображение американских астронавтов, исследующих Луну. Кредит: НАСА

На обложке журнала Time в 2019 году были изображены четыре астронавта, бегущие к Луне. На фотографии рядом с заголовком «Следующая космическая гонка» один из астронавтов нес американский флаг, другой — китайский флаг, а двое других принадлежали космическим компаниям, принадлежащим миллиардерам: SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса.

До недавнего времени казалось, что США и SpaceX собираются выиграть эту гонку за возвращение на Луну с помощью программы НАСА «Артемида». Но ряд неудач поставили это под вопрос. А Blue Origin, Китай и другие страны и компании продолжают свои собственные лунные усилия.

9 января 2024 года НАСА объявило, что откладывает миссию «Артемида-2», первый пилотируемый полет системы космического запуска (SLS) и капсулы «Орион» — транспортных средств, созданных для отправки астронавтов обратно в глубокий космос. Полет будет перенесен с конца 2024 года на не ранее сентября 2025 года. Это произошло из-за некоторых проблем с безопасностью, которые необходимо устранить на «Орионе».

Следовательно, «Артемида-3», которая, как предполагается, будет включать в себя первую с 1972 года посадку на Луну с экипажем, состоится не ранее сентября 2026 года. «Артемида-3» должна использовать орбитальный аппарат Starship компании SpaceX в качестве посадочного модуля для двух членов экипажа. Целью этой миссии является высадка первой женщины и первого цветного человека на поверхность Луны.

Член экипажа, не являющийся американцем, также сможет отправиться на Луну к 2030 году, что подчеркивает тот факт, что НАСА привлекло международных партнеров к проекту «Артемида». До сих пор на Луну ступало всего 12 человек. Все они были мужчинами и все были американцами.

Однако орбитальный корабль Starship, имеющий решающее значение для этих целей, столкнулся с проблемами. Второй испытательный запуск орбитального корабля, похожего на ракетный корабль, на вершине огромной ракеты-носителя еще в ноябре 2023 года был эффектно разрушен через восемь минут и шесть секунд после старта.

Он должен быть готов к запуску к 2026 году. Но до этого SpaceX придется продемонстрировать, что он может дозаправиться на орбите, а затем посадить звездолет на Луну без экипажа.

В то же время Blue Origin также работает над посадочным модулем под названием Blue Moon. Blue Moon будет использоваться в качестве посадочного корабля для миссий «Артемида 5» и «Артемида 6» в 2029 и 2030 годах.

Время покажет, какой посадочный модуль будет готов к использованию первым. Но конкуренция всегда является хорошим стимулятором и может ускорить достижения.

Коммерческим компаниям, поддерживающим НАСА в программе «Артемида», придется уделить много внимания тому, что и когда делать. Здесь на карту поставлены жизни членов экипажа, поэтому миссии должны проходить безопасно и устойчиво.

Как и в случае с «Аполлоном», НАСА также пытается использовать программу, чтобы вдохновить следующее поколение ученых, инженеров и математиков. Бэби-бумеры, подобные мне, очень гордятся тем, что являются «детьми Аполлона», которых вдохновили на изучение научных предметов эти важные достижения, особенно первые шаги в другой мир, просмотренные через черно-белые телевизоры в июле 1969 года.

Международный конкурс

Китай также готовится вместе с рядом других стран, включая Россию, к созданию лунной базы для людей, получившей название Международной лунной исследовательской станции (ILRS). В состав Пекина и его партнеров войдут также игроки частного сектора, а также правительственные и неправительственные организации, причем организационная схема будет первой.

Первые пилотируемые миссии китайской программы на поверхность Луны ожидаются к 2030 году. Среди мест, где они хотят приземлиться, — южный полюс Луны. НАСА также хочет приземлиться здесь, но лишь немногие из вариантов Пекина совпадают с местами, выбранными для «Артемиды».

Южный полюс является целью как США, так и Китая, поскольку страны хотят извлечь водяной лед, спрятанный там в кратерах. Эту воду можно было бы использовать для жизнеобеспечения на лунных базах и для производства ракетного топлива, что поможет снизить затраты на исследование космоса.

Космические программы никогда не выполняются вовремя, и переносы – это нормально. Космические агентства сегодня более осторожны, даже больше, чем раньше, потому что немногие трагедии, которые мы пережили в прошлом, заставляют их очень тщательно думать, прежде чем запускать людей в космос.

Безопасность экипажа обязательна и всегда должна быть на первом месте. Итак, если это причина, по которой нам придется еще немного подождать, прежде чем немногие люди спустя десятилетия снова ступят на Луну, я буду рад этого дождаться.

Полет в космос никогда не был легким, о чем свидетельствуют несколько беспилотных полетов на Луну за последние 12 месяцев — как правительственных, так и коммерческих, — которые не увенчались успехом. Но, возможно, лучше, если мы потерпим неудачу сейчас, пока готовимся к новому этапу истории человечества.

Вскоре на поверхности Луны снова появятся люди, которые будут работать и жить на регулярной основе. Но когда люди вернутся туда, на этот раз они останутся.

Информация от: Разговором

Кнопка «Наверх»