На обложке журнала Time в 2019 году были изображены четыре астронавта, бегущие к Луне. На фотографии рядом с заголовком «Следующая космическая гонка» один из астронавтов нес американский флаг, другой — китайский флаг, а двое других принадлежали космическим компаниям, принадлежащим миллиардерам: SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса.
До недавнего времени казалось, что США и SpaceX собираются выиграть эту гонку за возвращение на Луну с помощью программы НАСА «Артемида». Но ряд неудач поставили это под вопрос. А Blue Origin, Китай и другие страны и компании продолжают свои собственные лунные усилия.
9 января 2024 года НАСА объявило, что откладывает миссию «Артемида-2», первый пилотируемый полет системы космического запуска (SLS) и капсулы «Орион» — транспортных средств, созданных для отправки астронавтов обратно в глубокий космос. Полет будет перенесен с конца 2024 года на не ранее сентября 2025 года. Это произошло из-за некоторых проблем с безопасностью, которые необходимо устранить на «Орионе».
Следовательно, «Артемида-3», которая, как предполагается, будет включать в себя первую с 1972 года посадку на Луну с экипажем, состоится не ранее сентября 2026 года. «Артемида-3» должна использовать орбитальный аппарат Starship компании SpaceX в качестве посадочного модуля для двух членов экипажа. Целью этой миссии является высадка первой женщины и первого цветного человека на поверхность Луны.
Член экипажа, не являющийся американцем, также сможет отправиться на Луну к 2030 году, что подчеркивает тот факт, что НАСА привлекло международных партнеров к проекту «Артемида». До сих пор на Луну ступало всего 12 человек. Все они были мужчинами и все были американцами.
Однако орбитальный корабль Starship, имеющий решающее значение для этих целей, столкнулся с проблемами. Второй испытательный запуск орбитального корабля, похожего на ракетный корабль, на вершине огромной ракеты-носителя еще в ноябре 2023 года был эффектно разрушен через восемь минут и шесть секунд после старта.
Он должен быть готов к запуску к 2026 году. Но до этого SpaceX придется продемонстрировать, что он может дозаправиться на орбите, а затем посадить звездолет на Луну без экипажа.
В то же время Blue Origin также работает над посадочным модулем под названием Blue Moon. Blue Moon будет использоваться в качестве посадочного корабля для миссий «Артемида 5» и «Артемида 6» в 2029 и 2030 годах.
Время покажет, какой посадочный модуль будет готов к использованию первым. Но конкуренция всегда является хорошим стимулятором и может ускорить достижения.
Коммерческим компаниям, поддерживающим НАСА в программе «Артемида», придется уделить много внимания тому, что и когда делать. Здесь на карту поставлены жизни членов экипажа, поэтому миссии должны проходить безопасно и устойчиво.
Как и в случае с «Аполлоном», НАСА также пытается использовать программу, чтобы вдохновить следующее поколение ученых, инженеров и математиков. Бэби-бумеры, подобные мне, очень гордятся тем, что являются «детьми Аполлона», которых вдохновили на изучение научных предметов эти важные достижения, особенно первые шаги в другой мир, просмотренные через черно-белые телевизоры в июле 1969 года.
Международный конкурс
Китай также готовится вместе с рядом других стран, включая Россию, к созданию лунной базы для людей, получившей название Международной лунной исследовательской станции (ILRS). В состав Пекина и его партнеров войдут также игроки частного сектора, а также правительственные и неправительственные организации, причем организационная схема будет первой.
Первые пилотируемые миссии китайской программы на поверхность Луны ожидаются к 2030 году. Среди мест, где они хотят приземлиться, — южный полюс Луны. НАСА также хочет приземлиться здесь, но лишь немногие из вариантов Пекина совпадают с местами, выбранными для «Артемиды».
Южный полюс является целью как США, так и Китая, поскольку страны хотят извлечь водяной лед, спрятанный там в кратерах. Эту воду можно было бы использовать для жизнеобеспечения на лунных базах и для производства ракетного топлива, что поможет снизить затраты на исследование космоса.
Космические программы никогда не выполняются вовремя, и переносы – это нормально. Космические агентства сегодня более осторожны, даже больше, чем раньше, потому что немногие трагедии, которые мы пережили в прошлом, заставляют их очень тщательно думать, прежде чем запускать людей в космос.
Безопасность экипажа обязательна и всегда должна быть на первом месте. Итак, если это причина, по которой нам придется еще немного подождать, прежде чем немногие люди спустя десятилетия снова ступят на Луну, я буду рад этого дождаться.
Полет в космос никогда не был легким, о чем свидетельствуют несколько беспилотных полетов на Луну за последние 12 месяцев — как правительственных, так и коммерческих, — которые не увенчались успехом. Но, возможно, лучше, если мы потерпим неудачу сейчас, пока готовимся к новому этапу истории человечества.
Вскоре на поверхности Луны снова появятся люди, которые будут работать и жить на регулярной основе. Но когда люди вернутся туда, на этот раз они останутся.
Информация от: Разговором