Космонавтика

Луна была классифицирована как находящийся под угрозой исчезновения исторический объект, но ценность «лунного наследия» еще предстоит определить.

Посадка на Луну

Изображение предоставлено: CC0 Public Domain

Научная и коммерческая деятельность на Луне может навсегда изменить лунную среду. Эта деятельность включает в себя отправку транспортных средств на Луну, добычу ее ресурсов путем добычи полезных ископаемых на лунной поверхности, строительство объектов и добычу воды из областей Луны, где никогда не светит солнечный свет.

Однако организация под названием Всемирный фонд памятников (WMF) пытается защитить Луну от разрушения, добавив ее в список памятников, достойных защиты. Некоммерческая организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке занимается защитой всемирного наследия. Сотрудничая с местными органами власти, они защитили более 700 объектов в 112 странах, включая многие объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.

WMF выделяет около 100 мест на Луне, которые несут следы истории освоения космоса человеком. Одним из них является база «Спокойствие», место посадки Аполлона-11, где хранится отпечаток ботинка Нила Армстронга.

По мере расширения исследований Луны в текущем десятилетии посадочные площадки, содержащие остатки предыдущих миссий, могут быть повреждены, разграблены или уничтожены. Эти места имеют историческое значение. Но они также ставят древние космические силы и идею исследования, связанную с космической гонкой, в основу отношений человечества с космосом.

Если вы хотите сделать Луну памятником, возникает вопрос: действительно ли эти избранные места достойны памяти? Чью историю помнят и считают достойной сохранения? Какие ценности они прославляют?

Например, действительно ли два мяча для гольфа, контрабандой провезенные на Луну, и семейный портрет космонавта являются достоянием всего человечества? Альтернативно их можно рассматривать как отходы или как символ отсутствия защиты окружающей среды.

Как исследователи производства знаний в астробиологии и глобального управления космосом, мы считаем, что необходимы более детальные дебаты о том, что стоит сохранять на Луне, а также почему и как мы можем обеспечить эффективное сохранение.

Чье наследие?

Воспринимаемая элитарность освоения космоса подвергается сомнению с 1960-х годов. Возьмем, к примеру, стихотворение Гила Скотта-Херона «Уайти на Луне» (1970). Это горькое напоминание о том, что для многих афроамериканцев приоритет программы «Аполлон» во время протестов за гражданские права был решением, отмеченным расовым неравенством.

Многие люди чувствовали себя непредставленными идеологией и конкурентным характером первых исследований космоса. Сегодня, в новую космическую эпоху, когда в космический сектор входит все больше и больше коммерческих компаний, критика космической колонизации также усиливается.

Критики отмечают, что обещания оккупировать Марс и другие небесные тела отражают старые колониальные фантазии о приобретении новых земель и ресурсов. Постоянно расширяющиеся границы обещают рост, процветание и динамизм. В этом смысле логика освоения космоса и знания, необходимые для реализации этих планов, были описаны как наследие поселенческого колониализма.

В этом контексте существует законная обеспокоенность тем, что добавление Луны в список наблюдения WMF может не привести к более широкому и общему чувству беспокойства по поводу Луны. На самом деле это может иметь противоположный эффект, усиливая недовольство освоением космоса, которое понимается как отдаленная и элитарная деятельность.

Но есть также надежда, что новости о потенциальной угрозе лунной среде могут спровоцировать разговоры о многих ценностях, историях и отношениях, которые люди связывают с Луной.

Откройте для себя новейшие достижения науки, технологий и космоса благодаря более чем 100 000 подписчиков, которые ежедневно получают информацию от Phys.org. Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку и получайте ежедневные или еженедельные новости о прорывах, инновациях и важных результатах исследований.

А как насчет «естественного» наследования?

Несмотря на упоминание конкретных мест, включение Луны в Список памятников мира относится к небесному телу в целом. Этот шаг может расширить интерес к местам, где люди были.

Другие места могут оказаться под угрозой разрушения. К ним относятся места, представляющие научный интерес, или экологически уникальные особенности, такие как постоянно затененные регионы со льдом.

Расширение понимания наследия, включив в него как культурные, так и природные достопримечательности, сигнализирует о том, что лунный ландшафт не стоит сохранять только потому, что там жили какие-то люди.

Требования защиты окружающей среды и охраны природы (также называемые экзогеосохранением) уже исходят от различных сообществ. Лидеры коренных народов призывают не осквернять Луну действиями, противоречащими их ценностям и убеждениям.

Например, народ навахо протестует против распространения человеческого праха на Луне с 1998 года. Срочно необходимы правила по защите культурного наследия в космосе. В настоящее время защита от биологического заражения хорошо изучена и возглавляется Группой Cospar по планетарной защите на международном уровне.

Инициатива WMF усиливает давление на многосторонние организации, требующие определить, что представляет собой вред при освоении космоса и как защитить как природное, так и культурное наследие в космосе.

Это приветствуется, но необходима более широкая дискуссия о том, какие интересы и ценности должны иметь приоритет. Из этого необходимо вывести предложения по эффективному управлению культурным наследием в таком пространстве, как Луна, которое является одновременно достоянием каждого и ничьей собственностью.

Информация от: Разговором

Кнопка «Наверх»