Мигель Х. Родригес Каррильо с Иссамом Ахмедом в Вашингтоне
Первый пилотируемый полет космического корабля Boeing Starliner был резко отменен всего за два часа до запуска после того, как была выявлена новая проблема с безопасностью, сообщили официальные лица в понедельник, отложив важную испытательную миссию на Международную космическую станцию.
Астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс были пристегнуты к своим сиденьям, готовясь к старту, когда прозвучал призыв к «скрабу», потому что инженеры заметили слышимое жужжание клапана сброса жидкого кислорода на ракете Атлас V, предназначенной для вывода капсулы на орбиту.
На ночной пресс-конференции Тори Бруно, президент и генеральный директор компании United Launch Alliance (ULA), построившей ракету, заявил журналистам, что необычные вибрации являются признаком того, что детали клапана могут изнашиваться до точки отказа, но настаивал на своем: экипаж никогда не подвергался какой-либо опасности».
Теперь инженеры будут работать всю ночь, чтобы определить степень износа и решить, стоит ли повторно устанавливать ту же деталь на стартовую площадку или отвезти ракету обратно в сборочный цех для установки нового клапана, добавил он.
ULA, совместное предприятие Boeing-Lockheed Martin, позже заявило, что следующая попытка запуска состоится не раньше пятницы.
«Команде требуется дополнительное время для завершения полной оценки, поэтому мы планируем следующую попытку запуска не ранее пятницы, 10 мая», — сообщило ULA в социальной сети X.
Миссия уже столкнулась с многолетними задержками и приходится на трудное время для Boeing, поскольку кризис безопасности охватывает подразделение коммерческой авиации производителя с вековой историей.
НАСА рассчитывает на успешное испытание Starliner, чтобы оно могло сертифицировать второй коммерческий корабль для доставки экипажей на МКС.
Компания SpaceX Илона Маска добилась этого успеха со своей капсулой Dragon в 2020 году, положив конец почти десятилетней зависимости от российских ракет после завершения программы «Спейс Шаттл».
История неудач
После решения прервать запуск астронавтам, одетым в синие скафандры, помогли выбраться из Starliner, а затем сели в фургон обратно в свои каюты.
Уилмор и Уильямс, пилоты, прошедшие подготовку в ВМФ, и ветераны космических программ, каждый побывал на МКС дважды: один раз на шаттле, а затем на борту российского корабля «Союз».
В рамках своей новой миссии они испытают Starliner, пилотируя корабль вручную, чтобы проверить его возможности.
Капсула в форме леденца с кабиной, примерно такой же просторной, как у внедорожника, предназначена для встречи с МКС на неделю, а затем вернется на Землю для приземления с парашютом на западе Соединенных Штатов.
Успешная миссия поможет развеять горький привкус, оставленный многочисленными неудачами в программе Starliner.
В 2019 году во время первого испытательного полета без экипажа из-за дефектов программного обеспечения капсула не была выведена на правильную траекторию и вернулась, не достигнув МКС. «Наземное вмешательство предотвратило потерю транспортного средства», — заявило НАСА после этого, упрекая Boeing за неадекватные проверки безопасности.
Затем, в 2021 году, когда ракета была на стартовой площадке для нового полета, заблокированные клапаны вынудили еще раз отложить запуск.
Судно наконец достигло МКС в мае 2022 года в результате запуска без экипажа. Но другие обнаруженные проблемы, в том числе слабые парашюты и легковоспламеняющаяся лента в кабине, которую необходимо было удалить, привели к дальнейшим задержкам испытательного полета с экипажем, необходимого для сертификации капсулы для использования НАСА в регулярных миссиях на МКС.
Эксклюзивный клуб
Капсула Dragon компании SpaceX присоединилась к этому эксклюзивному клубу четыре года назад, вслед за программами «Меркурий», «Близнецы», «Аполлон» и «Спейс Шаттл».
В 2014 году агентство заключило контракты с фиксированной ценой на сумму 4,2 миллиарда долларов с Boeing и 2,6 миллиарда долларов со SpaceX на разработку капсул в рамках своей программы Commercial Crew Program.
Это ознаменовало сдвиг в подходе НАСА от владения оборудованием для космических полетов к оплате частным партнерам за их услуги в качестве основного клиента.
Как только Starliner заработает на полную мощность, НАСА надеется поочередно доставлять людей на МКС между кораблями SpaceX и Boeing.
Несмотря на то, что орбитальная лаборатория должна быть законсервирована в 2030 году, и Starliner, и Dragon могут быть использованы для будущих частных космических станций, которые разрабатывают несколько компаний.