Вертолет НАСА Ingenuity Mars, который вошел в историю, совершив первый полет с двигателем в другом мире, официально завершил свою почти трехлетнюю миссию после повреждения ротора во время последнего полета, сообщило космическое агентство в четверг.
Самолет размером с коробку салфеток, который долетел до Красной планеты под брюхом марсохода Perseverance, впервые поднялся над поверхностью 19 апреля 2021 года.
Первоначально предназначенный только для того, чтобы доказать возможность полета в ультратонкой марсианской атмосфере посредством пяти испытательных запусков, Ingenuity был развернут в общей сложности 72 раза, налетав более двух часов на коротких прыжках.
«Изобретательность полностью разрушила нашу парадигму исследований, представив это новое измерение воздушной мобильности», — заявила репортерам в четверг Лори Глейз, директор Отдела планетарных наук НАСА.
Его миссия превратилась в роль воздушного разведчика, помогающего своему колесному спутнику в поисках признаков древней микробной жизни, существовавшей миллиарды лет назад, когда Марс был намного влажнее и теплее, чем сегодня.
Долговечность Ingenuity превзошла все ожидания, несмотря на пыльные бури, опасную местность, неработающий датчик и холодные условия.
Разработанная для работы весной, ее система отопления на солнечной энергии не могла работать всю ночь зимой, что приводило к зависанию бортового компьютера и вынуждало инженеров разрабатывать новые протоколы.
«Прискорбно то, что я должен объявить, что Ingenuity, маленький вертолет, который мог… совершил свой последний полет на Марс», — заявил администратор НАСА Билл Нельсон в видеообращении.
«Как и братья Райт, то, что они сделали здесь, на Земле, в начале прошлого века, «Изобретательность» проложила путь к будущим полетам в нашей Солнечной системе и прокладывает путь к более разумным и безопасным человеческим миссиям на Марс и за его пределы. .»
Аварийная посадка
Хотя вертолет, который весит четыре фунта (около двух килограммов), остается в вертикальном положении и поддерживает связь с центром управления полетами, изображения с его последнего полета 18 января показывают, что «одна или несколько» его лопастей были повреждены во время приземления, а это означает, что это не так. больше способен летать.
НАСА неожиданно потеряло, а затем восстановило контакт после последнего полета, хотя облегчение для любителей космоса оказалось недолгим.
Данные показали, что вертолет достиг запланированной максимальной высоты в 40 футов (12 метров) и завис на ней 4,5 секунды.
Но временное отключение света произошло как раз в тот момент, когда он спускался на сушу, примерно в трех футах над поверхностью.
«Снимки, показывающие повреждение лопасти несущего винта, поступили через несколько дней. Причина пропадания связи и ориентация вертолета в момент приземления все еще выясняются», — говорится в заявлении.
Сломанное лезвие, похоже, столкнулось с поверхностью Марса во время приземления, сообщил журналистам в четверг руководитель проекта Ingenuity в Лаборатории реактивного движения НАСА Тедди Цанетос, отрубив «последние 25 процентов длины» придатка.
«Мы только что потеряли значительную часть нашей тяговой мощности», — объяснил он, добавив, что «мы никогда не узнаем», что было первым — удар ротора или потеря связи.
«В конце концов… мы потеряем контакт», — сказал Цанетос, хотя неясно, произойдет ли это в течение нескольких дней или месяцев.
По словам Цанетоса, уроки, извлеченные из Ingenuity, будут способствовать полетам на Марс в далеком будущем.
«Никто из нас не должен удивляться будущему, когда первые астронавты, первые женщины и мужчины окажутся на поверхности (Марса), а вокруг нас будут летать целые флоты самолетов», — сказал он.
Наследие Ingenuity будет продолжено в Dragonfly, винтокрылом аппарате с ядерным двигателем размером с автомобиль, который НАСА планирует отправить на поверхность Титана, крупнейшего спутника Сатурна, в 2028 году.