Космонавтика

Нации осознают, что им придется рисковать, иначе они проиграют гонку на Луну.

Нации осознают, что им придется рисковать, иначе они проиграют гонку на Луну.

Фото предоставлено: НАСА/Лиам Янулис.

Миссия «Артемида-3» под руководством НАСА доставит на поверхность Луны первые человеческие ботинки с тех пор, как Джин Сернан и Харрисон Шмитт с корабля «Аполлон-17» покинули лунную поверхность в декабре 1972 года.

Цель программы «Артемида» — обеспечить постоянное присутствие человека на естественном спутнике Земли и экономику вокруг Луны. Запуск «Артемиды-3» запланирован не ранее сентября 2026 года. Однако вероятны дальнейшие задержки, и еще предстоит решить множество технических проблем. Некоторые могут задаться вопросом, произойдет ли это вообще.

Я убежден, что так и будет, потому что, в отличие от программы «Аполлон», которая была бы непомерно высокой в ​​сегодняшних условиях, нынешний лунный проект окупится как в финансовом отношении, так и с точки зрения исследований. Получение водяного льда из кратеров на южном полюсе Луны может облегчить путешествие с Луны в другие пункты назначения, такие как Марс, снизив стоимость исследования космоса.

Вот почему бурно развивающаяся космическая отрасль в настоящее время, кажется, зациклена на Луне как пункте назначения – страны просто не могут позволить себе опоздать на поезд. Космический сектор может стимулировать экономику целых стран.

В 1960-е годы космическая гонка была обусловлена ​​главным образом политической и военной игрой мускулов времен холодной войны. Это все еще происходит наряду с конкуренцией за ресурсы. После 1972 года полеты человека в космос были ограничены низкой околоземной орбитой, поскольку Соединенные Штаты перешли от космического корабля «Аполлон» к космическому шаттлу. Но в 2000-х годах Соединенные Штаты объявили, что построят новый космический корабль для доставки астронавтов в места дальнего космоса, такие как Луна.

Частные пионеры

В том же десятилетии Соединенные Штаты также приняли стратегическое решение извлечь выгоду из изобретательности и экономической эффективности молодых компаний, таких как SpaceX и Blue Origin. Принадлежащие некоторым из самых богатых предпринимателей мира — Илону Маску и Джеффу Безосу — они кажутся страстными и готовыми на риск, но основаны на надежных бизнес-моделях.

Массивный космический корабль Starship компании SpaceX был заказан НАСА для перевозки астронавтов Артемиды между запланированной станцией Gateway на лунной орбите и поверхностью Луны. Звездолеты были уничтожены в каждом из первых трех испытательных полетов. Однако скорость, с которой решаются проблемы, поразительна, и год спустя, во время четвертого комплексного испытательного полета Starship, и верхняя ступень, и ракета Super Heavy совершили мягкую посадку.

Это еще раз подтверждает способность SpaceX расширять границы инноваций и предоставлять надежные и доступные услуги. Компания известна своими вертикальными посадками ракет-носителей, что необходимо для пилотируемых полетов на Луну и Марс и обратно. Однако компании Blue Origin Джеффа Безоса было поручено высадить экипаж «Артемиды-5» на Луну с помощью собственного посадочного модуля в конце этого десятилетия. НАСА явно не хочет складывать все яйца в одну корзину.

Национальные и коммерческие амбиции

Недавние попытки высадиться на Луну показали, насколько тонка грань между успехом и неудачей. Утечка топлива положила конец миссии частной компании Astrobotic в январе 2024 года. Это было частью программы НАСА, направленной на развитие частных транспортных услуг на Луну.

Из-за неисправности двигателя российская «Луна-25» разбилась во время первой попытки приземления на юг в августе 2023 года. Это произошло потому, что Россия, похоже, теряет свое место в авангарде научной и коммерческой космической деятельности. Несколько дней спустя индийский спускаемый аппарат «Чандраян-3» успешно приземлился, сделав Индию четвертой страной, совершившей мягкую посадку на Луну.

Япония последовала этому примеру в январе 2024 года, когда приземлилась миссия «Слим». Вскоре после этого базирующаяся в Хьюстоне компания Intuitive Machines стала первой частной компанией, осуществившей мягкую (хотя и неровную) посадку на Луну. Его спускаемый аппарат «Одиссей» подтвердил веру НАСА в участие частных компаний как будущее устойчивого использования Луны.

Традиционные аэрокосмические компании, такие как Boeing, активно участвуют в проекте Artemis. Но, похоже, это лишь вопрос времени, когда относительно новые компании начнут действовать в одиночку, без бремени бюрократии космического агентства и без капризов одобрения Конгресса.

Китай присоединяется к борьбе

Есть еще два важных игрока в гонке за Луну. Пилотируемая космическая программа китайского космического агентства CNSA быстро набрала обороты. Имея собственную космическую станцию ​​Тяньгун, она заменила Россию в качестве главного конкурента НАСА.

Китай хочет высадиться на лунную почву к 2030 году и построить базу под названием Международная лунная исследовательская станция. Китай будет работать с Россией и различными странами, у которых мало или вообще нет космического опыта, такими как Южная Африка и Египет. Лунная программа CNSA до сих пор проходила гладко: беспилотный космический корабль «Чанъэ-6» совершил мягкую посадку 1 июня 2024 года. Цель состоит в том, чтобы вернуть образцы почвы и горных пород с обратной стороны Луны.

Другим действующим лицом является Министерство обороны США. Его Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны и программа создания новых орбитальных лунных материалов и массового проектирования направлены на развитие способности строить вещи в космосе. Его 10-летнее исследование лунной архитектуры «ЛунА-10» направлено на развитие инфраструктуры лунной экономики, такой как транспорт, беспроводное производство электроэнергии и сеть связи.

Но вместе с этими огромными усилиями возникают этические вопросы и необходимость принятия исполняемых законов и правил. Правильно ли вести добычу на Луне? Кому принадлежит там земля?

Нам также необходимо подумать, следует ли использовать воду на южном полюсе Луны до тех пор, пока ее не останется. Договор Организации Объединенных Наций по космосу 1967 года санкционирует мирную деятельность в космическом пространстве и на других небесных телах. Однако это необязательные принципы, которые мало что говорят об экономической деятельности. Это также относится к Соглашению Артемиды США, которое к маю 2024 года подписали 42 страны. Сюда не входят Китай и Россия.

Почти наверняка к середине 2030-х годов будут функционировать две лунные базы. Частные и государственные компании будут эксплуатировать ресурсы Луны, производить продукцию, вырабатывать энергию и предоставлять ночлег туристам.

Все это сопровождается технологическими инновациями, которые могут предложить решения на Земле. Гонка на Луну открывает возможности для мирного международного сотрудничества и общего экономического процветания. Это также вдохновит новое поколение инженеров и предпринимателей. К лучшему или худшему, это станет важной вехой в эволюции нашего вида и сделает Марс доступным в качестве нашего следующего пункта назначения.

Информация от: Разговором

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинал статьи.Разговор

Кнопка «Наверх»