Изменение климата, возможно, является самой серьезной угрозой, с которой сегодня сталкивается мир. Согласно Шестому оценочному докладу (ДО6) Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК), к середине столетия средняя глобальная температура увеличится на 1,5–2 °C (2,7–3,6 °F). Чтобы ограничить глобальное повышение температуры на 1,5°C и избежать наихудшего сценария, странам мира необходимо к тому времени достичь нулевых выбросов. В противном случае ситуация станет намного хуже, прежде чем наступит улучшение, если оно вообще когда-нибудь наступит.
Это означает переход к более чистым методам в сфере энергетики, транспорта и авиации. Чтобы выполнить наши обязательства по борьбе с изменением климата, авиационная отрасль разрабатывает технологии, позволяющие значительно сократить выбросы углекислого газа от авиаперелетов. Чтобы помочь достичь этой цели, НАСА и Boeing объединились, чтобы создать устойчивый экспериментальный авиалайнер X-66, первый экспериментальный самолет, специально предназначенный для помощи США в достижении авиации с нулевым уровнем выбросов. На прошлой неделе НАСА опубликовало новую версию концепции, давая публике обновленный взгляд на будущее воздушных путешествий.
Эта конфигурация идентична той, которую НАСА и Boeing представили на авиашоу AirVenture Oshkosh Ассоциации экспериментальной авиации (EAA) в прошлом году. Как вы можете видеть на изображениях (вверху и внизу), в конструкции реализована концепция Transonic Truss-Braced Wing. Эта конструкция, разработанная компанией Boeing, отличается очень длинными тонкими крыльями, стабилизированными диагональными стойками. Эта конфигурация основана на исследовании «Subsonic Ultra-Green Aircraft Reach (SUGAR)», серии исследований, которые начались в 2011 году с целью оценки преимуществ ферменных связей и гибридных электрических технологий.
В сочетании с усовершенствованной силовой установкой, сложной архитектурой систем и современными материалами такая конфигурация может снизить расход топлива и связанные с этим выбросы до 30% (по сравнению с коммерческими самолетами высшего класса). Разработка X-66 началась в начале 2019 года в рамках проекта «Демонстратор устойчивых полетов» (SFD), который является неотъемлемой частью Национального партнерства НАСА по устойчивым полетам (SFNP), в рамках которого NASA Aeronautics сотрудничает с промышленностью, научными кругами и другими агентствами для достижения цель достижения нулевого уровня авиации к 2050 году.
Для создания X-66A компания Boeing совместно с НАСА модифицировала узкофюзеляжный пассажирский самолет McDonnell Douglas MD-90. Модификации включают укороченный фюзеляж и замену его крыльев на более длинные и тонкие ферменные варианты. Двигатели также были перенесены из хвостовой части в подкрылья и заменены газоэлектрическими моделями. Компания Boeing перевезла самолет MD-90 на свой завод в Палмдейле, штат Калифорния, в августе 2023 года, с тех пор сняла с него двигатели и завершила работу над 3-метровым (10-футовым) модельным крылом, которое они будут использовать для аэродинамических испытаний.
Конечная цель проекта — предоставить информацию новому поколению более экологичных узкофюзеляжных самолетов, на которые приходится наибольшая доля авиаперевозок во всем мире. Программа также является частью Плана действий США в области авиационного климата, который направлен не только на достижение амбициозных целей страны в области климата, но и на улучшение качества жизни тех, кто живет вблизи аэропортов и на траекториях полетов, за счет снижения шума и выбросов загрязняющих веществ. Как заметил администратор НАСА Билл Нельсон в заявлении для прессы в прошлом году:
«В НАСА наши глаза не только сосредоточены на звездах, но и на небе. Демонстратор устойчивого полета также опирается на ведущие мировые усилия НАСА в области аэронавтики. [as] климат. X-66A поможет сформировать будущее авиации, новую эру, когда самолеты станут более экологичными, чистыми и тихим, а также создаст новые возможности как для авиапассажиров, так и для американской промышленности».
Дополнительная литература: НАСА