Космонавтика

НАСА тестирует новую систему стыковки звездолетов

Программа «Аполлон» доставила на поверхность Луны 12 американских астронавтов. Но эта программа завершилась в 1972 году, и с тех пор никто из людей сюда не приезжал. Но Артемида это изменит. И вместо того, чтобы просто посетить Луну, цель Артемиды — установить на Луне долгосрочное присутствие. Это требует большей сложности, чем это сделал Аполлон. Астронавтам придется перемещаться между транспортными средствами.

Вся эта деятельность требует надежной системы стыковки космических кораблей.

Когда астронавты «Артемиды» стартуют с Земли, они будут находиться на четырехместном космическом корабле «Орион». «Орион» доставит их на лунную орбиту, где двое перейдут на звездолет HLS, а двое останутся в Орионе. Звездолет HLS доставит их на поверхность Луны. В будущем Лунные Ворота будут находиться на орбите вокруг Луны, а астронавты будут перемещаться от Ориона к Воротам на звездолет HLS.

Эти перемещения представляют собой сложные и рискованные маневры. Стыковочная система, которая обеспечит эту работу, называется стыковочной системой SpaceX Starship HLS. Он основан на успешной стыковочной системе Dragon 2 от SpaceX. Система Dragon 2 позволяет космическому кораблю Dragon 2 стыковаться с МКС для транспортировки экипажа и оборудования. Используется с 2020 года.

НАСА и SpaceX заняты тестированием новой стыковочной системы Starship HLS. Недавно они завершили десять дней испытаний в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне, штат Техас. Они провели более 200 различных сценариев стыковки с разными скоростями и углами. Результаты этого полномасштабного тестирования будут использованы в текущих компьютерных моделях системы, которые, в свою очередь, будут учитываться при будущих испытаниях и проектировании.

На этом рисунке показана концепция операций «Артемида III». Стыковка и переброска экипажа — важнейший этап миссии. Изображение предоставлено: НАСА
На этом рисунке показана концепция операций «Артемида III». Стыковка и переброска экипажа — важнейший этап миссии. Изображение предоставлено: НАСА

Система имеет как активный, так и пассивный режим. Когда два космических корабля стыкуются, один активен, а другой пассивен. Активный называется преследователем, а другой — целью.

В ходе этого раунда испытаний НАСА и SpaceX продемонстрировали процедуру мягкого захвата. При пассивном захвате преследователь выдвигает свою систему мягкого захвата (SCS), в то время как система целевого космического корабля остается втянутой. Преследователь выполняет всю работу, используя защелки и другие механизмы, чтобы захватить целевой космический корабль и завершить стыковку.

Требования HLS гласят, что должна быть избыточность при выходе/входе экипажа. Процедура мягкого захвата, похоже, решает эту проблему, если система стыковки работает, а одна система стыковки остается втянутой.

Это всего лишь последний раунд испытаний. SpaceX уже достигла ряда важных этапов в разработке Starship HLS. Эти вехи включали производство электроэнергии, связь, наведение и навигацию, двигательную установку, жизнеобеспечение и защиту космической среды.

Хотя наблюдение за испытанием и запуском мощных ракет требует много внимания, успешные миссии — это гораздо больше, чем просто ракеты-носители. По данным НАСА, «в центре «Артемиды» находится программа «Система приземления человека», призванная дать революционные научные результаты, разработать и использовать лунную систему.
ресурсы поверхности и использовать то, что мы узнаем на Луне, для будущих миссий на Марс». Системы стыковки, возможно, не привлекают особого внимания, но они, очевидно, являются важной частью успеха.

С этой точки зрения любой прогресс по Артемиде является хорошей новостью, потому что на других фронтах новости не всегда хорошие. Первоначально планировалось, что запуск «Артемиды» состоится в 2025 году. Но это произойдет как минимум с опозданием на год, и НАСА заявляет, что SpaceX необходимо будет выполнить больше запусков, прежде чем миссия «Артемида» получит добро.

Кнопка «Наверх»