НАСА объявило дату возвращения на Землю Boeing Starliner без Бутча и Суни.
Команды НАСА и Boeing дали добро на отсоединение беспилотного космического корабля от Международной космической станции уже в 18:04 6 сентября, оставив позади астронавтов НАСА Бутча Уилмора и Суни Уильямс, присутствовавших при запуске Starliner в июне. Пятеро прилетели на борту с мыса Канаверал.
Дуэт добрался до МКС днем позже. Однако из-за проблем с двигателем и утечек гелия из двигательного модуля Starliner НАСА решило перестраховаться и оставить астронавтов на борту станции, где они ожидали спасательного полета домой конкурента Boeing SpaceX.
Если для места посадки будет ясная погода, Starliner отстыковается от МКС автономно, что уже было возможно в 2022 году во время второго из двух его беспилотных испытательных полетов. Затем ему предстоит шестичасовой обратный полет на Землю с целью приземлиться в пустыне в космической гавани Уайт-Сэндс в Нью-Мексико в 12:03 7 сентября. После приземления на парашюте и воздушной подушке его доставят обратно на завод Boeing Starliner в Космическом центре Кеннеди.
С этого момента Уилмор и Уильямс официально становятся частью экипажа экспедиции 71/72 на станции.
И хотя запуск миссии SpaceX Crew-9 с Crew Dragon Freedom запланирован на 24 сентября, чтобы заменить нынешний SpaceX Crew-8 на борту МКС, Уильямс и Уилмор не вернутся домой до тех пор, пока миссия Freedom на борту МКС не завершится в феврале. . Это означает, что, когда они наконец вернутся, они проведут на борту от восьми до девяти месяцев.
Однако они будут лишь вторым и третьим человеком, когда-либо летавшим на четырех космических кораблях. К ним присоединился Джон Янг из Орландо, который летал на кораблях «Джемини», «Аполлон», лунном модуле «Аполлон» и космическом шаттле. И Уилмор, и Уильямс летали на космическом корабле «Шаттл», российском космическом корабле «Союз» и Starliner. Ваш полет SpaceX Dragon станет четвертым.
Чтобы освободить место для Уильямса и Уилмора, НАСА планирует отправить в предстоящую миссию SpaceX только двух из четырех первоначально объявленных членов экипажа. Однако кто из трех астронавтов НАСА и один российский космонавт останутся, пока не сообщается.
Но прежде чем он сможет прилететь, Starliner должен покинуть МКС, поскольку на МКС есть только два парковочных места для космических кораблей компаний Boeing и SpaceX.
Первоначально с этими двумя компаниями был заключен контракт в рамках программы коммерческих экипажей НАСА на проведение американских запусков для доставки астронавтов на МКС и обратно после завершения программы «Спейс Шаттл», а также на прекращение зависимости от запусков российских «Союзов».
В то время как SpaceX провела свой первый испытательный полет с экипажем в мае 2020 года, у Boeing Starliner произошла серия задержек, а это означает, что миссия Уилмора и Уильямса, получившая название Crew Flight Test, не смогла стартовать до четырех лет спустя.
Теперь компания Boeing стоит перед решением о том, продолжать ли проблемную программу, на которую она потратила более 1,6 миллиарда долларов, исключив большую часть из 4,2 миллиарда долларов из контракта с фиксированной ценой на запланированные шесть полетов по ротации экипажей на МКС, чтобы иметь возможность собирать.
Неясно, будет ли НАСА рассматривать возможность квалификации Starliner для этой первой миссии, Starliner-1, без предварительного повторного запуска версии Starliner, в которой были бы устранены проблемы с двигателем и утечками, тем более что первоначальный контракт предусматривал, что CFT включало не только полет экипажа на МКС, но и их возвращение.
SpaceX уже 13 раз запускал свой флот из четырех Crew Dragon с 50 людьми на борту. В их число входят два на борту первого полета Demo-2 и по четыре на борту восьми миссий НАСА на МКС, три частных коммерческих полета с бывшими астронавтами НАСА в качестве командиров Axiom Space на МКС, а также орбитальная миссия под названием Inspiration4, в которой участвовал миллиардер Джаред Айзекман. первый чисто коммерческий экипаж, совершивший полет.
Исаакман ожидает своего возвращения в космос на полете Polaris Dawn, запуск которого был отложен на этой неделе из-за первоначальной утечки гелия на стартовой площадке Космического центра Кеннеди, плохого прогноза погоды у побережья Флориды на запланированную дату приземления и Федеральной авиации. Администрация (ФАУ) вывела из эксплуатации ракету Falcon 9 компании SpaceX после того, как одна из ракет-носителей первой ступени Falcon 9 не смогла приземлиться при запуске Starlink.
Если SpaceX быстро завершит расследование неисправности ракеты-носителя и оно будет одобрено ФАУ, миссия Polaris Dawn все равно может стать следующим пилотируемым космическим полетом из Флориды. Если нет, то это может быть Экипаж-9.
У SpaceX также есть еще одна полностью коммерческая миссия под названием Fram2, которая будет перевозить четырех пассажиров в рамках первой пилотируемой полярной орбитальной миссии и может быть запущена до конца года. В 2025 году запуск Crew-10 запланирован на февраль, четвертая космическая миссия Axiom состоится весной, а затем Crew-11, вероятно, самое раннее в августе.
О следующем полете Starliner пока не сообщается.