То, что должно было быть быстрым путешествием на Международную космическую станцию, может превратиться в восьмимесячное пребывание для двух астронавтов НАСА, когда им придется переключиться с Boeing на SpaceX для полета домой.
По словам представителей НАСА, сохраняется неопределенность в отношении безопасности новой капсулы Starliner компании Boeing, и космическое агентство разделилось во мнениях относительно риска. В результате возрастают шансы на то, что пилотам-испытателям Бутчу Уилмору и Суни Уильямс придется наблюдать с космической станции, как их Starliner отделяется, чтобы вернуться на Землю пустым.
В этом случае НАСА оставит двух из четырех астронавтов в следующем полете такси SpaceX в конце сентября. Свободные места будут зарезервированы для Уилмора и Уильямса на обратном рейсе в феврале следующего года. Эти двое, вероятно, исчезнут всего на неделю или две, когда станут первым экипажем Starliner, который запустится 5 июня.
НАСА привлекает дополнительных экспертов для анализа отказов двигателей Starliner перед стыковкой. В то же время НАСА более внимательно изучает SpaceX в качестве резервной копии.
На данный момент «мы можем пойти любым путем», — сказал Кен Бауэрсокс, менеджер космических миссий НАСА.
На недавней встрече «мы услышали мнение многих людей, которые были обеспокоены, но решение не было ясным», сказал он. Окончательное решение ожидается к середине августа.
Компания Boeing опубликовала краткое заявление после обновления новостей НАСА, подтвердив свою позицию о том, что капсула все еще может безопасно доставить астронавтов домой.
«Мы продолжаем верить в летные качества и летные качества Starliner», — заявили в компании.
Boeing придется изменить программное обеспечение капсулы, если Starliner вернется без экипажа.
По словам Стива Стича, руководителя программы коммерческих экипажей, запуск отдельного полета SpaceX только для того, чтобы забрать Уилмора и Уильямса, всерьез не рассматривался.
Наземные испытания воспроизвели проблемы с тягой и определили, что одними из виновников являются уплотнения. Однако до сих пор неясно, как и почему эти уплотнения набухают при перегреве, а затем снова сжимаются до нужного размера, отметил Стич. Все пять вышедших из строя двигателей Starliner, кроме одного, с тех пор были повторно запущены на орбите.
Эти двигатели необходимы для того, чтобы Starliner мог отойти от космической станции после расстыковки и удерживать капсулу в правильном положении для схода с орбиты.
В то же время инженеры борются с утечками гелия в двигательной системе Starliner, что имеет решающее значение для маневрирования. Первая утечка произошла еще до запуска, но считалась изолированной и стабильной. Дополнительные утечки произошли во время полета.
После того, как шаттлы были списаны в 2011 году, НАСА наняло Boeing и SpaceX для перевозки астронавтов на космическую станцию и обратно. SpaceX смогла запустить свой первый экипаж в 2020 году. Боинг споткнулся во время своего первого беспилотного испытательного полета и отстал еще больше после повторной демонстрации.
В среду чиновники подтвердили свое желание создать замену службы такси. Подобная ситуация может повториться снова, и «именно поэтому нам нужно несколько транспортных средств», — сказал Бауэрсокс.
Следующий пилотируемый полет SpaceX станет десятым для НАСА. Во вторник его перенесли на месяц назад, до конца сентября, чтобы дать больше времени, чтобы выяснить, как лучше всего справиться с возвращением Starliner. В полете запланированы три астронавта НАСА и россиянин, но официальные лица в среду отказались сообщить, кого именно можно отложить.