Blue Origin, американская космическая компания, основанная в 2000 году миллиардером Джеффом Безосом, собирается совершить исторический дебют: свой первый полет в космос на совершенно новой ракете New Glenn.
Вот пять важных вещей, которые следует знать о тяжеловесном транспортном средстве, которое призвано бросить вызов доминированию SpaceX на рынке коммерческого космоса.
почтение
Нью-Гленн чтит легендарного астронавта Джона Гленна, который стал первым американцем, совершившим орбитальный полет вокруг Земли в 1962 году.
Она следует по стопам New Shepard, первой ракеты Blue Origin, названной в честь Алана Шепарда, первого американца, побывавшего в космосе.
При высоте 320 футов (98 метров), что примерно соответствует 32-этажному зданию, «Новый Гленн» одновременно больше и мощнее, чем его меньший брат, который используется для суборбитального космического туризма.
Тяжелый транспорт
New Glenn классифицируется как «ракета-носитель большой грузоподъёмности», способная доставлять значительные полезные нагрузки на низкую околоземную орбиту. Ожидается, что он выведет на орбиту до 45 тонн груза.
Это более чем в два раза больше, чем у Falcon 9 компании SpaceX, который может поднимать около 22 тонн, хотя это меньше, чем у Falcon Heavy с грузоподъемностью 63,8 тонны.
Однако у New Glenn есть уникальное преимущество: более широкий обтекатель полезной нагрузки, который может вмещать более крупные объекты.
Эллиот Брайнер, профессор Университета аэронавтики Эмбри-Риддл, рассказал агентству AFP, что он обладает «наибольшей способностью запускать крупные объекты в космос» благодаря более широкому обтекателю полезной нагрузки.
Швейцарский нож
Благодаря своей универсальности New Glenn может стать «швейцарским армейским ножом» среди ракет, способным выводить различную полезную нагрузку как на низкие, так и на более высокие орбиты.
Сюда войдут коммерческие и военные спутники, а также Project Kuiper, запланированная Безосом группировка космического интернета, которая призвана составить конкуренцию Starlink от SpaceX.
«Новый Гленн» также имеет потенциал для перевозки пилотируемых космических кораблей, отмечает Джордж Нилд, президент компании Commercial Space Technologies. «Еще одно возможное применение — коммерческие космические станции», — добавляет он.
Поскольку Международную космическую станцию планируется вывести из эксплуатации в 2030 году, гонка по разработке новых транспортных средств продолжается. Blue Origin входит в число конкурентов, претендующих на создание первой частной платформы.
Частично многоразовый
Как и Falcon 9 компании SpaceX, New Glenn оснащен многоразовой ракетой-носителем первой ступени, рассчитанной на 25 полетов, и одноразовой второй ступенью.
Но чтобы повторно использовать ракету, Blue Origin должна сначала ее посадить. Компания освоила эту технологию на своей гораздо меньшей ракете New Shepard, которая приземляется на твердую землю. Однако повторное использование «Нового Гленна» требует успешной посадки на дрон-корабль, находящийся в Атлантике.
Это немалое достижение: SpaceX потребовалось шесть лет, чтобы усовершенствовать маневр Falcon 9 после его первого запуска в 2010 году.
«Посадить такую ракету так, как они это делают, определенно непросто», — сказал Брайнер. «Уровень технологий, необходимых для этого, невероятен».
Тем не менее, возможность повторного использования имеет решающее значение для снижения затрат и расширения доступа к космосу, добавил Нилд.
Высшие технологии
Под капотом силовая установка New Glenn представляет собой шаг вперед.
Первая ступень будет работать на жидком метане, более чистом и эффективном топливе, чем топливо для реактивных двигателей, используемое в обеих ступенях Falcon 9.
На второй ступени используется жидкий водород, еще более чистое и мощное топливо, хотя с ним сложнее обращаться из-за его криогенных свойств.
«В этом разница между вождением Ferrari и Volkswagen», — сказал AFP Уильям Андерсон, профессор аэрокосмической отрасли Университета Пердью, сравнивая технологии, лежащие в основе New Glenn и Falcon 9.