НАСА недавно завершило последнюю миссию своего эксперимента по пожарной безопасности космического корабля, или «Саффайр», положив конец восьмилетней серии исследований, которые дали представление о поведении огня в космосе.
Последний эксперимент, Saffire-VI, был запущен на Международную космическую станцию в августе 2023 года и завершил свою миссию 9 января, когда космический корабль Northrop Grumman Cygnus, на котором он летел, благополучно сгорел во время запланированного входа в атмосферу Земли.
Доктор Дэвид Урбан, главный исследователь, и доктор Гэри Рафф, руководитель проекта в Исследовательском центре Гленна НАСА в Кливленде, возглавляли проект Saffire на северо-востоке Огайо с момента его запуска в 2016 году. На протяжении всей серии экспериментов исследователи собирали данные, которые НАСА будет использовать. для повышения безопасности миссий и информирования о будущих конструкциях космических кораблей и скафандров.
«Какой силы должен быть пожар, чтобы экипажу стало плохо?» — сказал Урбан. «Подобная работа выполняется для любого другого обитаемого сооружения здесь на Земле — зданий, самолетов, поездов, автомобилей, шахт, подводных лодок, кораблей — но мы не проводили подобных исследований для космических кораблей до Saffire».
Как и предыдущие эксперименты Saffire, Saffire-VI проходил внутри блока необитаемого космического корабля Cygnus, который уже покинул космическую станцию, обеспечивая безопасность орбитальной лаборатории и более репрезентативную среду полета. Однако эта последняя версия эксперимента была уникальной из-за более высокой концентрации кислорода и более низкого давления, создаваемого в испытательной установке для моделирования условий внутри космического корабля с экипажем.
В ходе 19 экспериментов Saffire-VI команда НАСА и ее коллеги из Northrop Grumman внесли различные коррективы в условия воздуха. Затем они зажгли пламя на таких материалах, как плексиглас, хлопок, номекс и твердая граница воспламеняемости на низкоскоростных тканях. Проволока с шариками внутри устройства воспламенила материалы.
«Поток Saffire представляет собой аэродинамическую трубу. Мы проталкиваем через нее воздух», — сказал Рафф. «Как только условия испытаний заданы, мы пропускаем электрический ток через тонкий провод, и материалы воспламеняются».
Камеры внутри позволили команде наблюдать за пламенем, в то время как удаленные датчики снаружи блока Saffire собирали данные о том, что происходило в автомобиле Cygnus. Изображения и информация были собраны в режиме реального времени, а затем отправлены на Землю для анализа учеными.
«У вас есть скорость выделения тепла и скорость выделения продуктов сгорания», — сказал Рафф. «Вы можете использовать их в качестве исходных данных для модели и предсказать, что произойдет с автомобилем».
В следующем десятилетии исследовательских и научных миссий астронавты будут летать глубже в космос и в места, которые еще предстоит исследовать. Хотя эксперименты Saffire были прекращены, НАСА извлекло ценные уроки и собрало горы данных о поведении пожаров, которые помогут агентству спроектировать более безопасные космические корабли и выполнить свои амбициозные будущие миссии.