Космос бесконечен, но это не помешало людям навязать ему свои законы. Сейчас у людей больше возможностей путешествовать в космос, чем когда-либо прежде, и в ближайшие несколько десятилетий США и Китай, вероятно, снова отправят людей на Луну.
Обе страны хотят создать на поверхности Луны долгосрочные исследовательские станции, подобные тем, которые сейчас находятся в Антарктиде. Но может ли возникнуть спор между этими двумя странами – и, возможно, другими странами, такими как Россия или Индия – о том, где строить базы на поверхности Луны? И может ли то же самое произойти с претензиями на ресурсы Луны, например, с водяным льдом в кратерах на лунных полюсах?
Страны захотят собирать этот лед, потому что его можно будет превратить в ракетное топливо для дальнейших полетов и для жизнеобеспечения на своих лунных базах. На самом деле перспектива «войн за космическую воду» на самом деле ближе по времени, чем перспектива обеспечения чистой питьевой водой всех жителей развивающегося мира.
Но юридические споры вокруг права на космическую воду и другие ресурсы сложны. Существуют также законы, которые гарантируют, что страны не загрязняют окружающую среду при исследовании небесных тел, таких как Луна.
Основные принципы международного космического права изложены в десяти договорах и соглашениях «мягкого права» между несколькими странами. Например, в Договоре о космосе 1967 года говорится, что космическое пространство «должно быть свободно для исследования и использования всеми государствами» и «не должно подвергаться национальному присвоению на основании притязаний на суверенитет».
Это говорит о том, что страны могут оказаться на шаткой почве, если попытаются создать на Луне национальные базы для добычи водяного льда, поскольку все остальные страны имеют равные права на исследование и использование этой «территории». Положение этого договора о том, что страны могут свободно «исследовать и использовать космическое пространство и небесные тела», означает, что каждый может добывать лунные ресурсы и использовать их в космосе.
Однако существует потенциальное противоречие с другой частью договора, которая позволяет странам сохранять юрисдикцию над объектами, которые они запускают в космос – потенциально это означает, что базы на Луне останутся под юрисдикцией доставленной туда страны. Если это так, исследователям из других стран может быть запрещено исследовать места, где это затрагивает юрисдикцию этих баз.
Договор о Луне, заключенный в 1979 году и в котором участвуют 17 сторон, включая Францию, Австралию и Индию, идет немного дальше в отношении ресурсов, заявляя, что «ни поверхность, ни недра Луны, ни какая-либо ее часть, ни существующие природные ресурсы не становятся собственностью Луны». каждого государства. Однако крупные космические державы, такие как США, Россия и Китай, никогда не подписывали это соглашение.
США разработали собственное соглашение, известное как «Соглашения Артемиды» (первоначально подписанное в 2020 году), которое пытается установить основные правила использования лунных ресурсов, таких как лед. Хотя развивающиеся космические державы, такие как Индия, входят в число подписавших соглашение, крупные космические державы, такие как Китай и Россия, в него не входят.
Существует также разница между добычей космических ресурсов, таких как лунный лед, которые необходимы для дальнейшего исследования, и добычей ресурсов из космоса и возвращением их на Землю просто потому, что они имеют финансовую ценность. Последний вопрос касается развивающейся области добычи полезных ископаемых на астероидах.
Ряд компаний, в основном в США и Люксембурге, наметили планы отправиться на астероиды (остатки горных пород от формирования Солнечной системы) и добыть ценные минералы и металлы, которые затем будут возвращены на Землю. Однако сомнительно, разрешена ли репатриация ресурсов в соответствии с Договором по космосу.
Откройте для себя новейшие достижения науки, технологий и космоса благодаря более чем 100 000 подписчиков, которые ежедневно получают информацию от Phys.org. Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку и получайте ежедневные или еженедельные новости о прорывах, инновациях и важных результатах исследований.
Бесконечная ответственность?
В соответствии с Договором о космосе и Конвенцией Организации Объединенных Наций о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.), страны несут ответственность за любой ущерб, причиненный их космическим оборудованием, и обязаны предотвращать вредное загрязнение космического пространства и небесных тел. Это относится к странам, стремящимся добывать ресурсы на Луне и других близлежащих телах, таких как Марс.
Но что произойдет, когда космические корабли покинут нашу Солнечную систему и направятся в дальние уголки нашего космического соседства? Могут ли государства по-прежнему нести ответственность за загрязнение или ущерб, происходящий так далеко от Земли?
Зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2», запущенные НАСА в 1977 году, уже покинули Солнечную систему, а другие находятся на траекториях, которые в конечном итоге выведут их за пределы Солнечной системы. В договорах, к которым они присоединились, таких как Договор о космосе и Конвенция об ответственности, Соединенные Штаты, похоже, согласились продолжать законные космические операции на неопределенный срок в бесконечности космоса.
Это значит, что учёные должны на стадии проектирования сконфигурировать свои космические корабли и приборы так, чтобы они не загрязняли космос, даже если они не находятся под контролем людей на Земле.
Например, некоторые космические корабли используют радиоактивные материалы в качестве источников энергии. Неосторожное распространение радиоактивных материалов представляло бы собой нарушение международного космического права, особенно если о наличии таких опасных материалов не будет сообщено органам ООН, которые курируют эти вопросы.
Согласно Лунному соглашению, существует обязательство информировать ООН перед размещением радиоактивных материалов на Луне и об их назначении. Но даже если контакт с космическим кораблем будет потерян, должны ли страны выполнять свои обязательства по ответственности в бескрайнем космосе?
Космические операции быстро распространяются на более глубокие уголки космоса. «Пионеры-10» и «Пионеры-11», запущенные НАСА в 1970-х годах, находятся на траектории, которая в конечном итоге выведет их за пределы Солнечной системы, возможно, в течение следующих нескольких десятилетий. Космический корабль НАСА «Новые горизонты» пролетел мимо Плутона в 2014 году и в настоящее время путешествует через отдаленный регион, называемый поясом Койпера.
Один из ответов на эти юридические вопросы заключается в том, что человеческие законы должны логически заканчиваться там, где заканчивается наша способность разрабатывать и проводить космические операции. Например, есть несколько веских причин ограничить космическое право нашей Солнечной системой, потому что государствам может быть непрактично осуществлять контроль над ними во время их дальнейшего путешествия, независимо от того, могут ли они причинить вред или загрязнение более удаленным небесным телам. .
Информация от: Разговором