Исторический марсианский вертолет Ingenuity завершил свою миссию на Красной планете, превзойдя ожидания и совершив на десятки полетов больше, чем планировалось. Хотя вертолет остается в вертикальном положении и поддерживает связь с наземными диспетчерами, изображения его полета 18 января, отправленные на Землю на этой неделе, показывают, что одна или несколько лопастей его несущего винта получили повреждения во время приземления и он больше не способен к полету.
Первоначально спроектированный как демонстрация технологии для выполнения до пяти экспериментальных испытательных полетов в течение 30 дней, первый самолет в другом мире работал с поверхности Марса почти три года, выполнил 72 полета и пролетел более чем в 14 раз дальше, чем планировалось, при этом зарегистрировав более более двух часов общего времени полета.
«Историческое путешествие Ingenuity, первого самолета на другой планете, подошло к концу», — заявил администратор НАСА Билл Нельсон. «Этот замечательный вертолет пролетел выше и дальше, чем мы когда-либо могли себе представить, и помог НАСА сделать то, что мы делаем лучше всего, — сделать невозможное возможным. Посредством таких миссий, как Ingenuity, НАСА прокладывает путь к будущим полетам в нашей солнечной системе и к более разумным и безопасным исследованиям человека. на Марс и дальше».
Ingenuity приземлилась на Марсе 18 февраля 2021 года, прикрепившись к брюху марсохода НАСА Perseverance и впервые оторвавшись от поверхности Марса 19 апреля, доказав, что управляемый полет на Марсе с двигателем возможен. Совершив еще четыре полета, он приступил к новой миссии в качестве демонстрации операций, выступая в качестве воздушного разведчика для ученых и водителей марсоходов Perseverance. В 2023 году вертолет провел два успешных летных испытания, которые еще больше расширили знания команды о его аэродинамических ограничениях.
«В NASA JPL инновации лежат в основе того, что мы делаем», — сказал Лешин. «Изобретательность — это образец того, как мы каждый день расширяем границы возможного. Я невероятно горжусь нашей командой, стоящей за этим историческим технологическим достижением, и мне не терпится увидеть, что они изобретут дальше».
Команда Ingenuity планировала, что 18 января вертолет совершит короткий вертикальный полет, чтобы определить свое местоположение после аварийной посадки во время предыдущего полета. Данные показывают, что, как и планировалось, вертолет достиг максимальной высоты 40 футов (12 метров) и завис в течение 4,5 секунд, прежде чем начать снижение со скоростью 3,3 фута в секунду (1 метр в секунду).
Однако примерно на высоте 3 футов (1 метр) над поверхностью Ingenuity потеряла связь с марсоходом, который служит ретранслятором связи для винтокрылого аппарата. На следующий день связь была восстановлена, и дополнительная информация о полете была передана наземным диспетчерам Лаборатории реактивного движения НАСА. Снимки, показывающие повреждение лопасти несущего винта, появились несколько дней спустя. Причина пропадания связи и ориентация вертолета в момент приземления все еще выясняются.
Триумфы, вызовы
В ходе расширенной миссии, которая длилась почти 1000 марсианских дней, что более чем в 33 раза дольше, чем первоначально планировалось, Ingenuity была модернизирована, получив возможность автономно выбирать места для посадки на опасной местности, справляться с вышедшим из строя датчиком, очищаться после пыльных бурь, работать с 48 различных аэродромов, совершил три аварийные посадки и пережил холодную марсианскую зиму.
Разработанный для работы весной, Ingenuity не мог включать свои обогреватели всю ночь в самые холодные периоды зимы, в результате чего бортовой компьютер периодически зависал и перезагружался. Эти «отключения электроэнергии» потребовали от команды перепроектировать зимние операции Ingenuity, чтобы продолжать полеты.
После завершения полетных операций команда Ingenuity проведет окончательные испытания систем вертолета и загрузит оставшиеся изображения и данные во встроенную память Ingenuity. Марсоход Perseverance в настоящее время находится слишком далеко, чтобы попытаться сфотографировать вертолет на последнем аэродроме.
«Это унизительно. Ingenuity не только несет на борту образец оригинального Wright Flyer, но и этот вертолет пошел по его стопам и доказал, что полеты возможны в другом мире», — сказал руководитель проекта Ingenuity Тедди Цанетос из НАСА JPL.
«Вертолет на Марс никогда бы не совершил полет ни разу, а тем более 72 раза, если бы не энтузиазм и преданность делу команд Ingenuity и Perseverance. Первый в истории марсианский вертолет оставит после себя неизгладимый след в будущем освоения космоса и вдохновит парки самолетов на Марсе – и в других мирах – на десятилетия вперед».