Китайская международная авиационная и аэрокосмическая выставка 2024 года прошла в Чжухае на прошлой неделе – с 12 по 17 ноября 2024 года. С 1996 года и при поддержке китайской аэрокосмической промышленности на этом двухгодичном фестивале представлены реальные продукты, торговые переговоры, технологический обмен и авиашоу. Большим событием этого года стал недавно анонсированный Китай многоразовый космический грузовой челнок «Халун» (по-китайски «дракон»). По словам главного конструктора Фан Юаньпэна, космический корабль вступил в стадию проектирования и будет готов к полету в космос в ближайшем будущем.
Шаттл Haolong разрабатывается Чэндуским авиационно-конструкторским и научно-исследовательским институтом, который в прошлом разработал несколько китайских истребителей. Он имеет большой размах крыла: восемь метров (26,25 футов) в ширину и около 10 метров (33 фута) в длину, а также высокое аэродинамическое качество. Судя по изображению (выше), дизайн явно вдохновлен ныне вышедшим на пенсию космическим шаттлом и имеет тот же тип отсека для полезной нагрузки с двумя дверями отсека. Хотя грузовой шаттл имеет сопоставимый размах крыльев (8,7 м; 29 футов), он значительно короче космического шаттла, длина которого составляла 56,1 м (184 фута).
Это делает Haolong (с точки зрения размера) более похожим на X-37B и китайский космический самолет Shenlong. Как и эти космические самолеты, космический корабль «Халун» будет автономным и будет оснащен передовыми авиационными технологиями. Этот проект был одним из нескольких концепций, выпущенных в ответ на запрос Китайского пилотируемого космического агентства (CMSA) о создании недорогих коммерческих грузовых космических кораблей. Они обеспечат логистическую поддержку китайской космической станции Тяньгун, которая в ближайшие годы будет расширяться.
По сообщению государственного информационного агентства Синьхуа, победители конкурса были объявлены 29 октября. В их число входили шаттл «Хаолун» CMSA и космический корабль «Цинчжоу», интегрированная грузовая капсула, представленная Академией инноваций микроспутников Китайской академии наук (IAMCAS). По словам заместителя директора CMSA Линь Сицяна, обе компании выиграли контракты на этап летной проверки своих предложений. По словам Фана, космический челнок «Халун» выйдет на орбиту с помощью коммерческой ракеты-носителя, войдёт в атмосферу и приземлится горизонтально на взлетно-посадочной полосе.
Как только он достигнет орбиты, он развернет свои солнечные панели и откроет стыковочный щит. Задняя часть шаттла состыкуется с Тяньгуном, где тайконавты смогут получить доступ к грузовому отсеку и доставить полезную нагрузку на космическую станцию. По словам Фанга, «после приземления «Хоалонг» может получать техническое обслуживание, аналогичное самолету, поэтому он может выполнить еще одну миссию». Космический корабль уже завершил этап проектирования и переходит в инженерную разработку. Фанг отметил, что этот этап уже идет полным ходом, и за ним последует этап грузовой миссии. «Я верю, что публика скоро это увидит», — сказал он.
Между тем грузовой космический корабль «Цинчжоу» имеет объем груза до 27 кубических метров, что, как ожидается, обеспечит гибкость логистики и значительно снизит транспортные расходы. По данным агентства Синьхуа, в Цинчжоу также имеется интеллектуальная транспортная система, способная поддерживать орбитальные эксперименты с экипажем и без экипажа. Грузовой космический корабль планируется запустить с помощью ракеты многоразового использования Lijian-2, которая в настоящее время разрабатывается CAS Space. Эта ракета является одной из нескольких многоразовых ракет-носителей средней грузоподъемности, которые Китай планирует представить в ближайшие годы.
Линь также отметил, что «этот стратегический шаг не только сократит расходы на транспортировку грузов для космической станции, но и откроет путь к новым возможностям в развитии коммерческой космической отрасли страны». Согласно исследованиям рынка, к концу 2024 года коммерческая космическая отрасль Китая, как ожидается, достигнет рыночной стоимости в 2,34 триллиона юаней (323,35 миллиарда долларов США).
Дополнительная литература: Global Times