Космонавтика

Привлечение первого в мире космонавта-инвалида не означает, что космические путешествия станут инклюзивными – вот как это изменить

В прошлом космические путешествия были доступны только финансируемым государством астронавтам, отбор которых должен был отвечать строгим физическим, когнитивным, психологическим и социальным требованиям. Но в последние годы все изменилось.

В сентябре 2024 года два астронавта-любителя совершили первый выход в открытый космос, финансируемый из частных источников, на космическом корабле Crew Dragon, построенном компанией Илона Маска SpaceX. Между тем, частная компания Axiom Space со штаб-квартирой в Хьюстоне осуществляет регулярные полеты на Международную космическую станцию ​​(МКС), перевозя как финансируемых государством астронавтов, так и платных клиентов.

За последние годы около 100 человек стали частными астронавтами благодаря компаниям космического туризма Blue Origin, которыми управляет Джефф Безос, и Virgin Galactic сэра Ричарда Брэнсона. Хотя цена места в этих автомобилях остается недоступной для большинства из нас, ожидается, что цены снизятся по мере выхода на рынок большего количества игроков.

Несмотря на быстрый рост числа космических путешественников, недостаточно представленные группы населения, особенно люди с ограниченными возможностями, по-прежнему остаются в стороне. Как космические агентства и компании «космического туризма» могут сделать космические путешествия более инклюзивными для астронавтов-инвалидов?

Европейское космическое агентство (ЕКА) недавно приняло на работу Джона Макфолла, потерявшего правую ногу в возрасте 19 лет, в качестве первого в мире космонавта-инвалида. Макфолл, хирург и бывший паралимпийский спринтер, примет участие в технико-экономическом обосновании, чтобы улучшить понимание и преодоление препятствий, которые космические путешествия представляют для астронавтов с ограниченными физическими возможностями.

Последний отбор астронавтов ЕКА состоял исключительно из белых европейцев и показал, как далеко еще предстоит пройти. Но его решение привлечь Макфолла стало важной вехой на пути к более инклюзивному подходу к космическим путешествиям.

Разработка эффективных систем интеграции инвалидов уже давно является проблемой на Земле, а космос представляет собой совершенно новую парадигму. Из-за очень специфических требований космических путешествий мы не можем предполагать, что традиционные адаптации и ассистивные технологии будут работать за пределами атмосферы Земли. Чтобы сделать космические путешествия более инклюзивными, необходимо учитывать каждый этап полета в космос.

Подготовка космонавтов — это сложный процесс, направленный на моделирование космической среды и позволяющий кандидатам хорошо работать в различных условиях, с которыми они могут столкнуться на орбите. Однако во многих случаях учебные заведения недостаточно приспособлены для людей с физическими или сенсорными нарушениями.

Например, чтобы попасть в самолет, который летит по дуге для имитации микрогравитации (в просторечии его называют «рвотной кометой»), астронавтам приходится подниматься по лестнице, что представляет собой препятствие для людей с ограниченной подвижностью. По иронии судьбы, недостатки, ограничивающие использование лестниц на Земле, потенциально могут создать гораздо меньшие ограничения в космосе.

Еще одним направлением деятельности станет проектирование космических кораблей и скафандров. Скафандры на борту МКС изначально были предназначены для космонавтов-мужчин, а это означает, что космонавтам-женщинам приходится «довольствоваться» тем, что там есть. Это создало проблемы, поскольку число женщин-космонавтов увеличилось.

В 2019 году НАСА пришлось отложить первый выход в открытый космос, в котором участвовали только женщины, поскольку туловище скафандра оказалось слишком большим для одного из выходцев в открытый космос. Костюм Moon, разработанный Axiom Space в сотрудничестве с итальянским домом моды Prada, представляет собой шаг к инклюзивности: антропоморфный размер позволяет вместить широкий круг членов экипажа. Однако будущие космонавты-инвалиды все равно могут столкнуться с проблемами, если у них будут различия в конечностях или нарушения ловкости.

Интересно, что новые скафандры SpaceX для внекорабельной деятельности (EVA) имеют так называемую «встроенную модульность» — каждая секция костюма настраивается под конкретного астронавта, и все секции подходят друг к другу. Хотя эти костюмы предназначены для облегчения позиционирования суставов, они также предоставляют уникальный способ поддержки космонавтов-инвалидов с различиями в конечностях.

Инклюзивные костюмы могут включать одну фиксированную секцию для ног для людей с параличом и съемные секции для людей с разными конечностями. Тактильные перчатки могут дать астронавтам с разными конечностями тактильную обратную связь через скафандр.

Для людей с нарушениями зрения интеграция проекционных дисплеев дополненной реальности (AR) (прозрачных дисплеев, которые накладывают пользовательские данные на окружающую среду) и программного обеспечения для преобразования изображения в речь на базе искусственного интеллекта, которое переводит чисто визуальную информацию в аудиопояснения, может быть полезным. жизнеспособный вариант может иметь огромное значение.

В скафандрах также можно использовать технологическую помощь, подобную приложению Be My Eyes, которое объединяет зрячих помощников и людей с нарушениями зрения для объяснения происходящего вокруг.

Процветайте в космосе

Часто упускаемая из виду часть жизни космонавтов — поддержание физической формы с помощью интенсивных программ упражнений. Упражнения необходимы, поскольку в невесомости быстро разрушаются и мышцы, и кости, а тренажеры на борту МКС, такие как беговая дорожка и велосипед, трудно адаптировать для людей с ограниченными возможностями. Обе процедуры требуют использования обеих ног.

Преобразование систем физических упражнений, питания, работы, посещения туалета и других важных видов деятельности имеет решающее значение для обеспечения возможности космонавтам-инвалидам преуспевать в космосе.

Вспомогательные технологии, которые можно было бы использовать в космическом корабле, а не в скафандре, постоянно развиваются и принимают разные формы. Поэтому всегда есть способы улучшить условия космической миссии, чтобы сделать ее более инклюзивной для космонавтов с ограниченными возможностями.

Примеры могут включать виртуальную реальность (VR) для использования в наземных тренировках, интеллектуальные протезы, позволяющие выполнять сложные задачи, а также компьютерное зрение с искусственным интеллектом для управления астронавтами с нарушениями зрения.

Политика, проводимая космическими агентствами, традиционно носила исключительный характер, фокусируясь на трудоспособных людях и игнорируя потенциал тех, кто отличается от других. И хотя некоторые космические агентства создают консультативные комитеты и способствуют многообразию, эта работа внутри этих агентств часто ограничивается узкими целями.

Хотя в Великобритании и многих других странах действуют специальные законы, направленные на снижение дискриминации на рабочем месте, международный характер космического сектора может создавать трудности. Вот почему политика, гарантирующая инклюзивность и равенство во всем космическом секторе, имеет решающее значение. Самое главное, космические агентства обеспечивают адекватное финансирование и ресурсы для поддержки инклюзивных инициатив и работы с группами по защите прав людей с ограниченными возможностями.

Коренной причиной препятствий на пути к инклюзивности часто является отсутствие понимания или осознания инвалидности. Во многих случаях консультирование и вовлечение людей с ограниченными возможностями в процессы принятия решений устраняют эти препятствия. Важно, чтобы космический сектор сначала набирал людей из разных слоев общества.

Хотя концепция «квот разнообразия» в прошлом вызывала споры, первое, с чего следует начать, — это понять разнообразие как нынешних, так и потенциальных космических путешественников. Публикация статистики многообразия может помочь привлечь власти к ответственности и продвигать инициативы, направленные на повышение инклюзивности.

Многое еще предстоит сделать, но при совместном подходе новая коммерческая космическая гонка может послужить для остального мира ярким примером подхода к инвалидности.

Информация от: Разговором

Кнопка «Наверх»