Сложный проект, направленный на получение образцов камня и грязи с Марса, уже давно является главным приоритетом для НАСА, и его сторонники утверждают, что миссия может ответить на извечный вопрос о том, существовала ли когда-то жизнь на Красной планете.
Образцы собирает марсоход Perseverance, изготовленный Лабораторией реактивного движения в Пасадене, Калифорния. Но законодатели спорят о том, возможно ли вернуть их на Землю для изучения в условиях ограниченного бюджета.
Линия борьбы носит региональный, а не партийный характер: калифорнийские законодатели поддерживают работу, проводимую в рамках программы возвращения образцов с Марса в комплексе в Пасадене, против сторонников Мэриленда и Вирджинии разросшегося Центра космических полетов имени Годдарда агентства, среди прочих.
Марсианская миссия также сталкивается с серьезными вопросами о своей жизнеспособности после внутренней проверки НАСА, которая определила, что программа займет больше времени и будет стоить гораздо больше, чем первоначально прогнозировалось.
Палата представителей, контролируемая Республиканской партией, встала на сторону администрации Байдена, предложив полное финансирование программы Марса, в то время как контролируемый демократами Сенат попытался направить деньги на другие проекты.
«Миссия выходит за рамки бюджета», — заявила председатель Сената по вопросам торговли, правосудия и науки Джин Шахин, DN.H. «Совершенно не ясно, какую науку она принесет нам, поэтому я думаю, что, учитывая ограничения бюджета, нам нужно подумать о том, чтобы направить деньги туда, где они окажут наибольшее влияние».
Не рискуя, НАСА готовится к худшему. На прошлой неделе Лаборатория реактивного движения объявила о масштабных увольнениях — 8 процентов своей рабочей силы. Этот шаг следует указанию администратора НАСА Билла Нельсона о том, что агентству следует подготовиться к выделению 300 миллионов долларов на проект Марса в 2024 финансовом году, как это предложено в законопроекте Сената о расходах на торговлю, правосудие и науку.
Будущее программы «Марс» входит в число важных решений, которые предстоит принять присваивателям при обсуждении окончательного законопроекта о торговле, правосудии и науке. В действующем временном законе крайним сроком для этой меры является 8 марта, что составляет примерно четыре пятых общего дискреционного финансирования на 2024 финансовый год, причитающегося к этой дате.
Сенат хочет сократить этот счет на 63 процента, подкрепляемый обзором НАСА, согласно которому программа будет стоить как минимум на 3 миллиарда долларов больше, чем ожидалось. Более того, отчет, сопровождающий законопроект Сената, предписывает НАСА — если агентство сообщит, что оно не сможет найти способ выжить в рамках ранее прогнозируемого бюджета в 5,3 миллиарда долларов — «либо предоставить варианты сокращения масштабов или переработать MSR, либо столкнуться с отменой миссии».
Напротив, присваиватели Палаты представителей включили полную сумму программы Mars в размере 949,3 миллиона долларов, которую запросил президент Джо Байден, в свой законопроект о торговле, правосудии и науке.
«Это будет самая захватывающая серия образцов, которые мы будем иметь в своем распоряжении, когда они вернутся», — сказала член палаты представителей Джуди Чу, демократ от Калифорнии, в чей округ входят Лаборатория реактивного движения и Калифорнийский технологический институт, который управляет объектом. «Но все это подрывается сокращениями, которые остановят весь тот огромный прогресс, которого мы достигли».
Миссия
На сегодняшний день Конгресс выделил 1,74 миллиарда долларов на программу Марса, которую в последнем опросе ученых-планетологов, проводимом раз в десятилетие, назвали высшим приоритетом НАСА в области роботизированных исследований.
Но попытка получить образцы является, мягко говоря, сложной задачей. В нем марсоход Perseverance доставляет материалы на «посадочный модуль для поиска образцов» размером с гараж размером с гараж, оснащенный ракетой для возврата материалов на орбиту. Образцы будут собраны орбитальным космическим кораблем и доставлены обратно на Землю с целевой датой повторного входа в атмосферу в 2033 году — если все пойдет правильно.
Эта программа является «одной из самых сложных миссий, когда-либо предпринятых НАСА, требующих первого в истории запуска с другой планеты и встречи с космическим кораблем, находящимся на орбите другой планеты», — заявил в своем заявлении представитель НАСА Дьюэйн Вашингтон.
Независимый наблюдательный совет НАСА опубликовал свой отчет в сентябре, установив, что программа в конечном итоге будет стоить от 8 до 11 миллиардов долларов с «почти нулевой вероятностью» соблюдения промежуточных сроков запуска.
«В результате в настоящее время нет достоверного… графика, стоимости и технических базовых показателей, которые можно реализовать при наличии вероятного доступного финансирования», — заявили в совете директоров.
В настоящее время агентство «оценивает будущие варианты программы» в связи с текущей бюджетной ситуацией, заявил Вашингтон. В настоящее время проводится внутренняя оценка, рекомендации должны быть представлены в конце марта.
Региональные бои
Марсианская программа и НАСА в целом уже столкнулись с бюджетным давлением.
Из-за ограничений расходов, предусмотренных прошлогодним законом о приостановке ограничения долга, законопроект о торговле, правосудии и науке на 2024 финансовый год в целом почти наверняка столкнется с сокращениями по сравнению с версией предыдущего года. Законопроекты обеих палат не превысили установленный на 2023 финансовый год уровень в 84,2 миллиарда долларов, при этом законопроект Сената составил 83,5 миллиарда долларов, а законопроект Палаты представителей — 81,5 миллиарда долларов.
Белый дом добивался значительного увеличения финансирования НАСА — до 27,2 миллиарда долларов. Но агентство получит всего 25,4 миллиарда долларов по законопроекту Палаты представителей, что практически не изменилось с 2023 финансового года. Сенат, стремясь защитить другие приоритеты финансирования, сократит НАСА еще больше, до 25 миллиардов долларов.
Из-за меньшего количества денег законодатели настаивают на том, чтобы направить имеющиеся доллары в свои штаты. Еще до того, как НАСА опубликовало выводы своей наблюдательной комиссии, в отчете, сопровождающем законопроект на 2024 финансовый год, присваиватели Сената заявили, что агентство откладывает работу над другими важными проектами из-за финансовых и кадровых потребностей миссии на Марс.
Законодатели Мэриленда и Вирджинии поддерживают более низкую цифру, предложенную Сенатом, потому что они хотят, чтобы было высвобождено больше денег для проектов в пользу Годдарда из Гринбелта, штат Мэриленд, который управляет летным комплексом Уоллопса на восточном побережье Вирджинии.
Сенатор Крис Ван Холлен, доктор медицинских наук, член подкомитета по торговле, правосудию и науке, подписал 8 января письмо законодателей Мэриленда и Вирджинии лидерам комитетов, призывающее их придерживаться предложенного Сенатом сокращения.
Шахин не является беспристрастным наблюдателем. Центр космических наук Университета Нью-Гэмпшира, крупное исследовательское учреждение НАСА, участвует в программе агентства «Артемида» по возвращению астронавтов на Луну, а также в изучении гелиофизики или того, как Солнце влияет на окружающую среду.
После смерти сенатора-демократа Дайан Файнстайн в сентябре в Калифорнии больше нет сенатора в комиссии по ассигнованиям. Но влиятельная калифорнийская делегация пытается напрячь мускулы. Сенаторы штата и большая часть его делегации в Палате представителей направили 1 февраля письмо директору Управления управления и бюджета Шаланде Янг, выразив обеспокоенность по поводу решения администрации «преждевременно перейти к сокращению бюджета» программы Марса.
Среди подписавших письма — от законодателей Республиканской партии, участвующих в жесткой гонке, таких как Майк Гарсия и Кен Калверт, председатель Подкомитета по оборонным ассигнованиям, до трех кандидатов от Демократической партии, претендующих на прежнее место Файнштейна: Барбара Ли, Кэти Портер и Адам Б. Шифф.
Гарсия, член подкомитета по ассигнованиям на торговлю, правосудие и науку, заявил, что упреждающие сокращения НАСА идут вразрез с пожеланиями законодателей.
«НАСА как бы в одностороннем порядке решило предположить наихудший сценарий с числом Сената, а также… решило эффективно перепрограммировать бюджеты и фактически сократить MSR до такой степени, что это станет невыполнимым в ближайшем будущем», — сказал Гарсия.
Сенатские предпочтения
Первоначально сенатские присваиватели в своем законопроекте о торговле, правосудии и науке предписывали НАСА отказаться от программы, если оно обнаружит, что она не сможет достичь цели в 5,3 миллиарда долларов. На июльском заседании комиссии, чуть более чем за два месяца до ее смерти, Файнштейн внесла поправки в первоначальный проект отчета комитета, чтобы дать НАСА возможность сократить или переработать программу, а не просто отменить ее полностью.
Если НАСА решит прекратить миссию на Марс, ассигнования в Сенате направят большую часть финансирования на главный общий приоритет агентства — миссию Артемида.
Эта мера перенаправит 235 миллионов долларов из отмененных ассигнований на Марс — если до этого дойдет — до «Артемиды», чего будет достаточно для удовлетворения бюджетного запроса Белого дома. Шахин сказал, что «Артемида», которая могла бы отправить первую женщину на Луну, находится «на вершине» списка приоритетов НАСА, составленного Сенатом.
Из оставшихся марсианских средств по 30 миллионов долларов пойдут на миссию Dragonfly по изучению Титана, спутника Сатурна, а также на так называемую миссию Geospace Constellation Dynamics. Последнее исследование верхних слоев атмосферы Земли будет приостановлено в соответствии с бюджетом Байдена, а финансирование будет перенаправлено на программу Марса.
Законопроект Сената уже полностью профинансирует запрос администрации по программе Dragonfly. И это добавит 35 миллионов долларов к запросу на продолжение исследования атмосферы, что является частью более широкой поддержки бюджета НАСА по гелиофизике, который получит больше, чем запрос Белого дома.
Обе программы были упомянуты в письме делегаций Мэриленда и Вирджинии, которые требовали от Dragonfly большего, чем предусматривал законопроект Сената. Годдард является партнером миссии Сатурн вместе с Лабораторией прикладной физики Университета Джонса Хопкинса в Лореле, штат Мэриленд, и Исследовательским центром НАСА в Лэнгли в Хэмптоне, штат Вирджиния.
Законодатели Вирджинии и Мэриленда, хотя и соглашаются с предложением Сената о сокращении Марса, выступают против любого перенаправления финансирования на Артемиду, однако утверждают, что деньги должны быть перераспределены в рамках научных программ НАСА.
Следующие шаги
Законодатели Калифорнии в своем письме Янгу утверждали, что НАСА следует разработать переработанную программу Марса, которая будет проще и дешевле, а не отказываться от нее.
Чу сказала, что, по ее мнению, программа может быть продолжена с выделением 650 миллионов долларов в текущем финансовом году и в следующем году, в соответствии с тем, что было ассигновано два года назад. По ее словам, компромисс в этом направлении позволит программе «продолжить работу, возможно, с меньшими затратами, но позволит этому проекту выжить».
Тем временем НАСА необходимо начать информировать Конгресс о своих планах по реструктуризации программы, сказал Гарсия, поскольку присваиватели готовятся заключить сделки по расходам на 2024 финансовый год.
«Сенат, их опасения не беспочвенны», — сказал он. «Но приоритет миссии по-прежнему сохраняется, поэтому, когда ситуация становится сложнее или что-то меняется, вы не можете просто так отказаться от нее».