Космонавтика

Прошел год с тех пор, как мы вступили в эпоху звездолетов.

Год назад SpaceX запустила свою первую полностью интегрированную ракету Starship, что, на мой взгляд, является началом эры космических полетов Starship. Хотя эта миссия была далеко не на 100% успешной, новая эра действительно меняет взгляд людей на будущее тяжелых ракет.

Звездолет приближается к свету в конце туннеля

Это была еще одна большая удача для Илона Маска: 20 апреля SpaceX успешно запустила свою первую ракету Starship. Под «успешно стартовал» я подразумеваю, что ракета покинула площадку своим ходом, довольно низкая планка.

Однако планка успеха этой миссии была довольно низкой. За несколько недель до запуска Маск заявил, что он просто надеется, что это не взорвет стартовую площадку, которую компания закончила строить несколько месяцев назад. Ракета стартовала со Звездной базы, штат Техас, и пролетела сразу после разделения ступеней, прежде чем потеряла управление и была уничтожена.

Годы успешных миссий Falcon 9 и Heavy вызвали у широкой общественности замешательство, что миссия провалилась, однако это был лишь первый шаг летных испытаний в разработке самой большой и мощной ракеты в мире.

Год спустя, я думаю, можно с уверенностью сказать, что мы видим свет в конце туннеля разработки Starship. Хотя запуск первой коммерческой полезной нагрузки и готовность к этому — это два совершенно разных пути, к концу года мы можем увидеть, как SpaceX начнет перемещать развертывание Starlink из Флориды в Starship.

Во время своего третьего полета всего несколько недель назад Starship преодолел полное всплытие как на ракете-носителе, так и на верхней ступени, а также протестировал дверь полезной нагрузки Starlink. Хотя ни одна из ступеней не пережила обратный путь на Землю, для ракеты это был важный шаг вперед в достижении такой дальности.

Ожидается, что следующий полет будет таким же, и Маск хочет попытаться поймать ракету-носитель где-нибудь в следующем году. Активность возросла как на Персидском заливе, так и на восточном побережье, чтобы получить дополнительные стартовые площадки для Starship, поскольку в ближайшие несколько лет это может быть обычная коммерческая ракета.

Готов ли рынок к Starship?

Хотя обычно для заявления о коммерческой готовности требуется одна успешная орбитальная миссия. Starship, вероятно, займет немного больше времени.

Во-первых, верхняя ступень еще не спроектирована и не протестирована для перевозки чего-либо, кроме плоских спутников SpaceX Starlink, а во-вторых, клиенты еще даже не готовы к ним.

Единственными клиентами, которые сейчас или в ближайшее время будут сидеть и ждать Starship, будут Starlink и программа НАСА Artemis. После этого компании и агентства все еще разрабатывают то, что вообще могло бы войти в него.

Общий рынок стал уменьшаться, и SmallSats быстро стали самой популярной полезной нагрузкой, запускаемой в космос. Они дешевы, их легко заменить, и они позволяют строить больше. Как коммерческие, так и государственные заинтересованные стороны продвигаются глубже в этом направлении, хотя со временем они становятся немного больше, но ненамного.

Многие из этих полезных нагрузок с удовольствием используют миссии совместного использования или специальные пусковые установки, такие как Electron.

Поэтому для Starship, ракеты, рассчитанной на гораздо большую полезную нагрузку, самым большим вопросом будет то, кто перейдет на более дешевые рейсы. SpaceX могла бы организовать крупные миссии совместного использования, и, возможно, это сработает.

Однако я думаю, что более вероятный результат будет совсем другим. Звездолет был спроектирован для одной и только одной цели — Марса. Маск проектировал и строил звездолет не по какой-либо другой причине, кроме как сделать человечество многопланетным. Это ее рынок, а сейчас этого рынка не существует.

Таким образом, хотя многие воспользуются преимуществами более низкой стоимости вывода Starship на орбиту, он будет и всегда будет строиться для несуществующего рынка: Марсианского рынка.

Кнопка «Наверх»