SpaceX стала де-факто ракетой-носителем для большей части мира с тех пор, как около десяти лет назад Falcon 9 начал наращивать частоту запусков и снижать затраты. Хотя многие компании заявляют, что они конкурируют со SpaceX, на самом деле они являются монополистами в области коммерческих запусков; если вам нужно что-то сделать быстро, это будет на Falcon 9. Неужели 2025 год, наконец, станет годом появления еще одного варианта?
Начинается Blue Origin Выпуск нового Glenn
Раннее утро понедельника, по-видимому, является датой, когда Blue Origin рассчитывает вывести на орбиту свою первую ракету New Glenn. Компания долгое время была всего лишь суборбитальным туристическим запуском, и хотя отличные технологии существуют, они не приносят столько денег, сколько контракты на запуск.
В 2025 году Blue Origin планирует выполнить три миссии по поиску путей. Понедельник будет первым, когда на орбиту будет выведен следопыт «Голубого кольца». Затем, позднее в этом году, могут быть запущены целых два следопыта Blue Moon Mk1, чтобы начать процесс подготовки к запуску лунных посадочных модулей с экипажем для миссии НАСА «Артемида».
Двумя другими миссиями в манифесте будут миссия НАСА ESCAPADE на Марс и, вероятно, как минимум один запуск спутников Amazon Kuiper.
Blue Origin, вероятно, имеет наилучшие шансы составить серьезную конкуренцию семейству ракет SpaceX Falcon, поскольку New Glenn является одновременно многоразовым и тяжелым грузоподъемником. Хотя цены все еще неизвестны общественности, он, вероятно, станет вторым вариантом для большинства контрактов национальной обороны, как только он начнет использовать проверенные в полете ускорители.
Rocket Lab представляет Neutron
Следующий потенциальный крупный игрок — ракета Neutron от Rocket Lab. Разработанная с нуля для многоразового использования, пусковая установка средней грузоподъемности будет летать исключительно с авиабазы Уоллопс в Вирджинии. Это даст ей преимущество перед другими коммерческими пусковыми компаниями, которые собрались на Космическом побережье Флориды, чтобы разместить свои стартовые площадки.
Rocket Lab недавно поделилась обновленной информацией о ходе строительства стартовой площадки Neutron. Расположенный по соседству с местом старта «Электрона», он затмевает то, что построила там Rocket Lab.
Компания старается не объявлять основные этапы слишком рано, и нам еще предстоит узнать дату первого запуска. Тем не менее, команды уже активно занимаются созданием и испытанием ракеты, которая полетит позднее в этом году.
Может ли ULA действительно запуститься более 20 раз?
ULA надеется, что это будет один из самых насыщенных запуском лет за всю его историю. Учитывая, что в манифесте около 20 вулканцев на девяти Атласах, это будет насыщенный год между Blue Origin и SpaceX на мысе.
Но сможет ли ULA действительно достичь этой цели? В течение последних нескольких лет ежегодные темпы запуска компании были однозначными. Просто наличие новой ракеты — это гораздо больше, что увеличивает скорость запуска. Наличие опытной команды также будет иметь ключевое значение для этого.
ULA, похоже, серьезно настроена повысить темпы запуска и привлечь больше коммерческих контрактов. Тем не менее, похоже, что компания по-прежнему сосредоточена в основном на оборонном рынке, и это может навредить им, если они не сосредоточатся на сокращении затрат на запуск.
Есть кто-нибудь в Европе?
В 2025 году стоит следить за четырьмя компаниями, которые могут увидеть значительный прогресс в вдохе новой жизни на европейский рынок коммерческих запусков. Во-первых, это MaiaSpace, принадлежащая ArianeGroup, которая планирует начать огневые испытания в этом году. В отличие от ArianeSpace, MaiaSpace строит частично многоразовую ракету, которая может быть запущена к концу этого года.
Следующей идет компания Orbex, которая прекращает работы по строительству космодрома в Сазерленде в пользу строительства космодрома на Шетландских островах. Это поможет компании достичь своей цели по запуску своей первой ракеты в 2025 году. С Шетландских островов также запускается ракетный завод в Аугсбурге. В прошлом году RFA потеряла свою первую ракету во время предполетных испытаний. Есть надежда, что RFA сможет подготовить к полету еще одну ракету в этом году, поскольку до аварии она была одной из компаний, продвинувшихся дальше всех.
Последняя компания — HyPrSpace, которая уже в прошлом году начала огневые испытания своих двигателей. Ожидается, что в 2025 году будет проведено еще много испытаний и построек ракет, поскольку ее дебют запланирован на начало 2026 года.