Три компании претендуют на то, чтобы предоставить НАСА следующий луноход для пилотируемых миссий, запланированных на конец этого десятилетия, сообщило в среду космическое агентство.
Техасской компании Intuitive Machines, которая в феврале высадила робота возле южного полюса Луны, Lunar Outpost в Колорадо и Venturi Astrolab из Калифорнии было поручено разработать проекты по контракту с общей максимальной потенциальной стоимостью в 4,6 миллиарда долларов.
Космическое агентство США планирует предоставить одной из трех компаний «заказ на демонстрационное задание», то есть провести испытательный запуск их лунного вездехода (LTV) на поверхности Луны перед прибытием экипажа миссии «Артемида-5», которая в настоящее время запланировано на 2030 год, согласно последнему бюджетному запросу НАСА.
«Мы наращиваем возможности, необходимые для долгосрочного исследования и присутствия Луны», — заявил журналистам Джейкоб Бличер, главный научный сотрудник НАСА. «Мне нравится представлять виды и перспективы, которые LTV позволит нам увидеть с поверхности Луны».
Хотя контракты были заключены с относительно новыми компаниями, они установили партнерские отношения с более авторитетными игроками аэрокосмической отрасли. Компания Intuitive Machines заявила, что ей было выделено первоначальные 30 миллионов долларов на продвижение своего прототипа под названием Многоразовый автономный исследовательский вездеход с экипажем (RACER), а в число партнеров по команде входили компании AVL, Boeing, Michelin и Northrop Grumman.
Создан, чтобы выдерживать экстремальные температуры
В Astrolab заявили, что ее контракт может «стоить до 1,9 миллиарда долларов» (хотя и не уточнил, какая сумма была предоставлена изначально) на марсоход Flexible Logistics and Exploration (FLEX), который она строит вместе с Axiom Space и Odyssey Space Research. Первоначальный дизайн вездехода был представлен в 2022 году.
«Ровер FLEX предназначен для перевозки двух астронавтов в костюмах, поддержки научных исследований с помощью роботизированной руки, выполнения грузовой логистики и выдерживания экстремальных температур на Южном полюсе Луны», — говорится в заявлении компании.
Lunar Outpost работает с Lockheed Martin, General Motors, Goodyear и MDA Space вместе с командой под общим названием «Lunar Dawn» над Lunar Dawn LTV.
«Мы используем передовые технологии и сильные стороны автомобильной промышленности, чтобы создать настоящий внедорожник, способный позволить нам жить и работать на поверхности Луны», — заявил генеральный директор компании Джастин Сайрус. Lunar Outpost планирует отправить на Луну мини-беспилотный вездеход позднее в этом году в рамках следующей миссии Intuitive Machines.
НАСА заявило, что будет приобретать услуги у компаний, а не покупать их оборудование — контрактная модель, которую оно все больше предпочитает, чтобы сократить расходы и стимулировать более широкую космическую экономику. Со временем у выбранной компании могут появиться и собственные клиенты из частного сектора.
США планируют вернуть астронавтов на Луну и создать там устойчивое присутствие в рамках программы «Артемида», названной в честь сестры Аполлона в греческой мифологии.
Первая пилотируемая миссия «Артемида-3» должна приземлиться в 2026 году, хотя широко распространено мнение, что такие сроки слишком оптимистичны. Китай также планирует отправить экипаж на Луну в 2030 году, поскольку разгорается новая космическая гонка.