До первого полета ракеты-носителя нового поколения Европейского космического агентства (ЕКА) осталось всего несколько месяцев, а ее основные компоненты в настоящее время собираются для запуска в здании сборки транспортных средств в Куру, Французская Гвиана.
Новая ракета является европейской модернизацией вышедшей из эксплуатации Ariane 5, которая последний раз летала в 2023 году. Обладая большим обтекателем полезной нагрузки и грузоподъемностью, Ariane 6 сможет нести очень тяжелые спутники (или несколько меньших по размеру). Грузоподъемность Ariane 6 достигается за счет использования двигателей Hydrolox как на первой, так и на второй ступени, а также четырех твердотопливных ракетных ускорителей, что позволяет вывести на геостационарную переходную орбиту до 11 000 кг груза.
Верхняя ступень Ariane 6 имеет возможность многократного включения двигателя, что дает ему большую гибкость в выборе типов миссий, которые он может выполнять, и повышает точность орбит, которых он может достичь. Это делает его полезным как для межпланетных миссий, так и для удовлетворения уникальных орбитальных потребностей вокруг Земли.
Чего он не будет, так это многоразового использования.
Ariane 6 — это ракета одноразового использования, заставляющая критиков задаться вопросом, сможет ли она конкурировать с известными конкурентами, стремящимися к многоразовому использованию, такими как SpaceX. Но Ariane 6 имеет другие возможности и обеспечивает другие параметры запуска, чем SpaceX, что дает ему долю рынка, на которую Falcon Heavy не рассчитан. Возможно, что еще более важно, независимый доступ в космос является приоритетом для Европы, что делает «Ариан-6» стратегическим императивом, а также технологическим или конкурентным достижением. Тем не менее, Ariane 6, возможно, не останется рабочей лошадкой ЕКА в долгосрочной перспективе – они уже исследуют многоразовые альтернативы, которые должны появиться на сцене в 2030-х годах.
Ступени ракеты сами по себе не единственное место, где ЕКА может внедрять экологически чистые и бюджетные инновации, и некоторые изменения происходят уже сейчас. Инфраструктура поддержки и логистики для Ariane 6, например, включает доставку ступеней ракеты на борт Canopée, гибридного грузового корабля с ветровой системой, который может сократить выбросы более чем на 20% (до 30% в зависимости от скорости) по сравнению с обычным грузовым судном. корабль с традиционным двигателем.
Canopée доставил первый Ariane 6 в Куру в прошлом месяце, прибыв в порт после 10-дневного путешествия длиной 7000 км из материковой Европы в феврале.
Ракета, которую сейчас готовят к полету в цехе сборки автомобилей, в ближайшие месяцы поднимется на стартовую площадку вертикально.
Первый полет Ariane 6 запланирован не ранее 15 июня. Он выполнит совместную миссию по доставке на орбиту нескольких небольших космических кораблей.
После этого у аппарата будет стабильная частота запусков, а на 2025 год запланирована серия полетов для доставки обновленных спутников для европейской группировки Галилео (независимая система GPS). В ближайшие несколько лет также планируется запустить несколько миссий в дальний космос, в том числе телескоп ЕКА для охоты за экзопланетами PLATO, компоненты инфраструктуры возврата образцов с Марса и миссию ЕКА «Комета-перехватчик».
«6 ступеней Арианы с БАЛ», ЕКА.