Астрономы обнаружили яркий импульс, который может быть быстрым радиовсплеском

Российские астрономы обнаружили яркий импульс, который может быть быстрым радиовсплеском

Впечатление художника о быстром радиовсплеске (FRB), достигающем Земли, цвета которого представляют разные длины волн. Фото предоставлено: Цзинчуань Юй, Пекинский планетарий.

В поисках пульсаров с помощью радиотелескопа с большой фазированной решеткой (ЛПА) российские астрономы обнаружили яркий импульс с частотой 111 МГц, который, по-видимому, является быстрым радиовсплеском. Результат был опубликован в исследовательской статье, опубликованной 17 октября на сервере препринтов arXiv.

Быстрые радиовсплески (FRB) — это интенсивные всплески радиоизлучения, которые длятся миллисекунды и демонстрируют характерную картину распространения радиопульсаров. Физическая природа этих вспышек до сих пор неизвестна, и астрономы рассматривают множество объяснений, начиная от синхротронного мазерного излучения молодых магнетаров в остатках сверхновых и заканчивая пиками космических струн.

В целом FRB представляют собой одиночные импульсы шириной от 0,08 до 26 миллисекунд, а их дисперсия обычно находится в диапазоне от 109 до 2600 пк/см3. Среди инструментов, способных обнаруживать импульсы с такими свойствами, — LPA — один из самых чувствительных радиотелескопов, работающий в диапазоне длин волн в несколько метров.

Недавно группа астрономов под руководством Сергея Тюльбашева из Пущинской радиоастрономической обсерватории в России обнаружила интересный импульс, который может быть FRB. Открытие сделано в рамках проекта «Пущинский многолучевой поиск пульсаров» (PUMPS) в рамках технической оценки качества наблюдений, проводимой с помощью ЛПА Физического института имени Лебедева (ФИАН).

Зарегистрированный импульс длился 211 миллисекунд, имел разброс около 134,4 пк/см3 и пиковую плотность потока 20 Ян. Большая дисперсия импульса предполагает его внегалактическое происхождение и соответствует световому расстоянию около 2,3 миллиарда световых лет.

Согласно статье, полученные свойства позволяют предположить, что наблюдаемый импульс является одним из самых сильных быстрых радиовсплесков и астрономы назвали его FRB 20190203. Астрономы отмечают, что от FRB 20190203 не было обнаружено повторных радиовсплесков и не наблюдалось гамма-активности.

Если природа FRB 20190203 будет подтверждена, это будет первая вспышка внегалактического происхождения, обнаруженная обзором PUMPS. Это также второй FRB, обнаруженный на такой низкой частоте (111 МГц), и первый среди неповторяющихся FRB.

Что касается происхождения FRB 20190203, авторы исследования предлагают сценарий синхротронного мазерного излучения.

«На наш взгляд, наблюдаемые свойства FRB 20190203 лучше всего объясняются моделью синхротронного мазерного источника, возбуждаемого магнетаром», — заключают исследователи.