Астрономы обнаружили самую большую черную дыру в Млечном Пути: исследование

В Млечном Пути обнаружена звездная черная дыра

В Млечном Пути обнаружена звездная черная дыра.

Согласно исследованию, опубликованному во вторник, астрономы определили самую большую звездную черную дыру, когда-либо обнаруженную в Млечном Пути, с массой в 33 раза больше солнечной.

Черная дыра, названная Gaia BH3, была обнаружена «случайно» на основе данных, собранных миссией Gaia Европейского космического агентства, сообщил AFP астроном Национального центра научных исследований (CNRS) Парижской обсерватории Паскуале Пануццо.

Gaia, занимающаяся картографированием галактики Млечный Путь, расположила BH3 на расстоянии 2000 световых лет от Земли в созвездии Орла.

Поскольку телескоп Гайи может определять точное положение звезд на небе, астрономы смогли охарактеризовать их орбиты и измерить массу невидимого спутника звезды — в 33 раза больше массы Солнца.

Дальнейшие наблюдения с помощью наземных телескопов подтвердили, что это была черная дыра с массой, намного большей, чем у звездных черных дыр, уже находящихся в Млечном Пути.

Обнаружена самая массивная звездная черная дыра в нашей галактике

Астрономы обнаружили самую массивную звездную черную дыру в нашей галактике благодаря колебательному движению, которое она вызывает у звезды-компаньона. Впечатление этого художника показывает орбиты звезды и черной дыры, получившей название Gaia BH3, вокруг их общего центра масс. Это колебание измерялось в течение нескольких лет с помощью миссии Gaia Европейского космического агентства. Дополнительные данные других телескопов, в том числе Очень Большого Телескопа ESO в Чили, подтвердили, что масса этой черной дыры в 33 раза больше массы нашего Солнца. Химический состав звезды-компаньона предполагает, что черная дыра образовалась после коллапса массивной звезды с очень небольшим количеством тяжелых элементов или металлов, как и предсказывает теория. Фото: ESO/L. Кальсада

«Никто не ожидал обнаружить скрывающуюся поблизости черную дыру большой массы, до сих пор не обнаруженную. Такое открытие вы делаете раз в своей исследовательской жизни», — сказал Пануццо в пресс-релизе.

Звездная черная дыра была обнаружена, когда ученые заметили «колеблющееся» движение звезды-компаньона, вращавшейся вокруг нее.

«Мы могли видеть звезду немного меньше Солнца (около 75 процентов его массы) и ярче, которая вращалась вокруг невидимого спутника», — сказал Пануццо.

Звездные черные дыры создаются в результате коллапса массивных звезд в конце их жизни и меньше, чем сверхмассивные черные дыры, происхождение которых до сих пор неизвестно.

Такие гиганты уже были обнаружены в далеких галактиках с помощью гравитационных волн.

Но «никогда в нашем», сказал Пануццо.

BH3 — это «спящая» черная дыра, которая находится слишком далеко от своей звезды-компаньона, чтобы лишить ее материи, и поэтому не испускает рентгеновских лучей, что затрудняет ее обнаружение.

Телескоп Гайи обнаружил первые две неактивные черные дыры (Gaia BH1 и Gaia BH2) в Млечном Пути.

Последние 10 лет Gaia работала на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли и в 2022 году представила трехмерную карту положений и движений более 1,8 миллиарда звезд.