Два дополнительных компонента системы CC Com

Анализ изменения периода мультисистемы CC Com. Источник: Кочак и др., 2024 г.

Используя Национальную обсерваторию TÜBITAK НАСА (TUG) и спутник для исследования транзитных экзопланет (TESS), астрономы изучили контактную двойную звезду с коротким периодом под названием CC Com. Они обнаружили в этой системе еще два объекта. Об этом сообщается в статье, опубликованной 16 июля на сервере препринтов arXiv.

Контактные двойные системы — это системы, в которых две звезды расположены настолько близко друг к другу, что имеют общую газовую оболочку. Изучение таких систем может помочь нам лучше понять, как развиваются звезды, когда они тесно взаимодействуют друг с другом, и расширить наши знания о механизмах формирования явлений слияния.

CC Com — короткопериодическая контактная двойная звезда спектрального класса K4/5 V, расположенная на расстоянии около 225 световых лет. Предыдущие наблюдения показали, что главная звезда имеет радиус около 0,72 солнечного радиуса и массу около 0,75 солнечной массы. Вторичная звезда имеет радиус 0,55 солнечного радиуса, а ее масса оценивается в 0,41 солнечной массы. Орбитальный период двойной звезды составляет около 0,22 дня.

Недавно группа астрономов под руководством Долунай Кочак из Кембриджского университета (Великобритания) решила поближе познакомиться с CC Com. Они использовали TUG и TESS для проведения всестороннего исследования этой системы и обнаружили, что она содержит больше объектов, чем считалось ранее.

«В этом исследовании природа CC Com была подробно проанализирована. В дополнение к новым наблюдениям, сделанным с помощью телескопов TUG, все доступные кривые блеска системы, наблюдаемой TESS, были собраны для использования в анализе кривых блеска», — написали ученые.

Наблюдения выявили наличие в системе еще двух дополнительных объектов, получивших названия CC Com B и CC Com C. Поэтому ранее известная пара звезд получила название CC Com A.

Согласно исследованию, масса CC Com B оценивается в 0,074 солнечной массы, тогда как масса CC Com C, скорее всего, составляет 0,18 солнечной массы. Орбитальные периоды CC Com B и CC Com C составили примерно 7,9 и 98 лет соответственно.

Собранные данные также позволили команде уточнить параметры двойной звезды CC Com A. Оказалось, что его компоненты меньше и менее массивны, чем считалось ранее. Оказалось, что радиусы главной и вторичной звезд составляют 0,69 и 0,51 солнечного радиуса соответственно, а их массы — 0,71 и 0,37 солнечной массы соответственно.

Таким образом, исследователи предлагают дальнейшие исследования CC Com, которые могут улучшить наше понимание природы взаимодействующих двойных звезд и процессов слияния.