НАСА только что отменило миссию планетарной обороны по отслеживанию астероидов. Что теперь?

Впечатление художника от космического корабля NEOWISE. Изображение предоставлено: НАСА/Калифорнийский технологический институт-Лаборатория реактивного движения.

Миссия НАСА NEOWISE, запущенная в 2011 году, работала на околоземной орбите до конца прошлой недели. Она обнаружила более 3000 околоземных объектов (ОСЗ) – астероидов или комет, орбиты которых могут приблизить их к Земле, даже если есть вероятность столкновения. NEOWISE был закрыт 8 августа.

Изучение популяции ОСЗ занимает центральное место в новой концепции планетарной защиты. Цель состоит в том, чтобы понять и снизить риск столкновения с астероидами, достаточно большими, чтобы нанести значительный ущерб Земле.

NEOWISE внес фундаментальный вклад в создание базы знаний по планетарной защите: более 200 из 3000 изученных объектов ранее нам были неизвестны.

NEOWISE сейчас завершает свою миссию, и НАСА приказало ему отключиться. Он вернется в атмосферу Земли до конца этого года. Что это значит для нас с точки зрения защиты нашей планеты?

Все известные астероиды Солнечной системы (1999–2018 гг.)

От астрофизики к планетарной обороне

Первоначально NEOWISE представляла собой другую миссию, называвшуюся просто WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Целью было изучение инфракрасного излучения далеких галактик во Вселенной.

Инфракрасный означает «за пределами красного» — инфракрасный свет находится сразу за красным краем цветового спектра, который может видеть человек. Мы знаем инфракрасное излучение скорее как тепло от солнца или как тепло от радиатора, который согревает нас зимой.

Когда у миссии WISE закончилась охлаждающая жидкость и она больше не могла выполнять эти важные наблюдения за галактиками, НАСА одобрило продление миссии под названием NEOWISE. Было обнаружено, что система телескопа все еще достаточно чувствительна, чтобы обнаруживать астероиды и кометы, которые приближались к Земле и Солнцу и, следовательно, имели очень сильный инфракрасный сигнал.

НАСА имеет выдающийся опыт извлечения дополнительной жизни из миссий, которые подошли к концу. В данном случае NEOWISE представлял собой совершенно вторую жизнь в совершенно другой области исследований.

Как мы теперь будем защищать Землю?

NEOWISE не только обнаружил и изучил тысячи ОСЗ, но и создал базу знаний для новой специальной миссии по планетарной защите. NEO Surveyor НАСА запустит в 2027 году.

Цель NEO Surveyor — обнаружить примерно две трети всех ОСЗ диаметром более 140 метров в ходе пятилетнего базового исследования. Это важный шаг на пути к выполнению миссии, порученной НАСА Конгрессом США: обнаружить 90% всех ОСЗ в этом диапазоне размеров.

Астероиды такого размера могут привести к многочисленным жертвам, если они столкнутся с Землей, особенно если удар произойдет над большой городской агломерацией.

Вы можете подумать, что это представляет некоторый риск — закрытие NEOWISE за три года до запуска NEO Surveyor. Что произойдет, если один из этих крупных астероидов встретится с нами в ближайшие несколько лет?

Риски очень низкие, поскольку, по оценкам, астероиды диаметром 140 метров сталкиваются с Землей примерно раз в 20 000 лет. Таким образом, нам бы очень не повезло, если бы астероид упал в какой-либо трехлетний период, особенно если бы он упал куда-то, что могло бы нанести серьезный ущерб. Лишь около 3% поверхности Земли покрыто городскими территориями.

После закрытия NEOWISE у НАСА фактически не осталось другого выбора. 11-летний цикл активности Солнца увеличивается, в результате чего верхняя атмосфера Земли, ионосфера, становится более плотной. NEOWISE летит через эту ионосферу и не может увеличить свою орбиту, поэтому ионосфера неизбежно тянет NEOWISE обратно к Земле.

Строительство NEO Surveyor началось в 2023 году, поэтому запуск в 2027 году будет впечатляюще быстрым, что позволит минимизировать разрыв между NEOWISE и NEO Surveyor.

Ожидается, что NEOWISE войдет в атмосферу Земли до конца года, но мы пока не знаем точно, когда.

NEOWISE весит почти 700 кг, и часть его, вероятно, упадет на поверхность Земли. Будем надеяться, что он будет держаться подальше от населенных пунктов — некоторые недавние события возвращения в атмосферу привели к тому, что космический мусор упал относительно близко к населенным пунктам.

Астероид приближается! Что дальше?

Знать, что астероид находится на пути к столкновению с Землей, — это одно. Сделать что-то с этим – это совсем другое.

Значительный прогресс в обеспечении планетарной защиты был достигнут два года назад, когда миссия DART подлетела к астероиду, столкнулась с ним и изменила его траекторию. Это показало, что можно изменить курс астероидов, что можно было бы использовать в будущем для защиты Земли от столкновения.

Технологический подход DART дает возможность прогнозировать возможные воздействия на Землю как можно раньше, желательно на несколько лет.

Новаторская работа NEOWISE и предстоящие комплексные наблюдения NEO Surveyor обогатят нашу научную базу огромным количеством информации, которая никогда не устареет и может стать основой защиты планеты на сотни лет вперед.

Информация от: Разговором