Обнаружена новая катастрофическая переменная, которая может содержать вторичный коричневый карлик

Обнаружена новая катастрофическая переменная

Слева: рентгеновское изображение SRGeJ0411 в искусственных цветах в диапазоне энергий 0,3–2,3 кэВ по объединенным данным четырех обзоров всего неба SRG/eROSITA. Изображение было сглажено с помощью 15-дюймового ядра Гаусса. Белый прямоугольник показывает поле зрения оптического изображения справа. Справа: составное оптическое изображение вокруг SRGeJ0411 на основе данных RTT-150/TFOSC. Псевдоцветное изображение было создано с использованием фильтров 𝑔𝑟 𝑖. Пурпурный круг радиусом 3,3 дюйма (ошибка локализации 98%, R98) центрирован в рентгеновском положении SRGeJ0411. Фото: Галиуллин и др., 2024.

Международная группа астрономов сообщает об открытии новой катастрофической переменной. Новооткрытая система, получившая обозначение SRGeJ041130.3+685350 (или сокращенно SRGeJ0411), имеет орбитальный период около 100 минут и может содержать коричневого карлика. Результаты были подробно описаны в статье, опубликованной 4 января в «Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества».

Катаклизмические переменные (CV) — это двойные звездные системы, состоящие из первичного белого карлика, который аккрецирует вещество от обычной звезды-компаньона. Их яркость неравномерно увеличивается в несколько раз, а затем снова снижается до состояния покоя. Эти двойные системы были обнаружены во многих средах, таких как центр галактики Млечный Путь, окрестности Солнца, а также внутри открытых и шаровых скоплений.

Теперь группа астрономов под руководством Ильхама Галиуллина из Казанского федерального университета в России обнаружила новое CV в рамках совместной программы SRG/eROSITA и Zwicky Transient Facility (ZTF). Эта многоволновая кампания, объединяющая рентгеновскую и оптическую информацию, дает возможность искать и открывать новые системы этого типа.

«В этой статье мы представляем исследование и характеристику нового затменного CV с доказательством наличия вторичного коричневого карлика, SRGeJ0411», — пишут исследователи.

SRGeJ0411 был обнаружен в обзоре всего неба SRG/eROSITA и был идентифицирован как кандидат CV благодаря высокому соотношению рентгеновского и оптического потоков на уровне 0,6. Его оптический спектр демонстрирует заметные эмиссионные линии водорода и гелия, что типично для катаклизмических переменных.

Наблюдение показало, что SRGeJ0411 имеет рентгеновскую светимость примерно 2,4 ноллиона эрг/с в диапазоне энергий 0,3–2,3 кэВ, а скорость его аккреции относительно низкая. Оптическая кривая блеска ZTF показывает глубокие затмения системы и не дает никаких признаков значительной вспышки.

Согласно исследованию, SRGeJ0411 находится на расстоянии около 1056 световых лет и имеет орбитальный период 97,53 минуты. Размер белого карлика в системе составляет всего один процент от размера Солнца, а его масса оценивается в 0,84 солнечной массы. Измеренная температура белого карлика составила 13 790 К.

Что касается донора SRGeJ0411, то авторы статьи предполагают, что это коричневый карлик. Объект имеет радиус менее 0,11 солнечного радиуса, массу менее 0,04 солнечной массы, а его температура оценивается менее 1800 К.

Исследователи объясняют, что параметры SRGeJ0411 позволяют предположить, что это новый «вышибалы менструации». Так называемые вышибалы периода — это высокоразвитые CV, которые прошли минимум орбитального периода (70 минут) и эволюционируют обратно в сторону более длинных орбитальных периодов. Наблюдения показывают, что донорами периодических вышибал являются коричневые карлики.

Поэтому, подводя итоги, астрономы пришли к выводу, что SRGeJ0411, скорее всего, является системой CV-баунсера затменного периода, однако для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования.

Исправление (16.01.2024): В оригинальной истории говорилось, что размер белого карлика в системе равен Солнцу, что неверно. Пересмотренное предложение отражает то, что размер белого карлика в 0,01 раза больше Солнца.