Астрономия

Удивительные факты и поверья о затмениях эпохи Средневековья и Возрождения

Удивительные факты и поверья о затмениях эпохи Средневековья и Возрождения

На первой странице De universo представлена ​​удивительно подробная иллюстрация, изображающая четыре элемента природы (справа): землю, воду (обратите внимание на пару рыб), воздух (вместе с мухами) и огонь. Фото: Рочестерский университет, Дж. Адам Фенстер.

В обществе и культуре Средневековья и Возрождения небесные события не были просто зрелищем в небе. Скорее, они были предзнаменованиями, предсказателями будущего и окнами в устройство Вселенной.

Историк Рочестерского университета Лаура Акерман Смоллер и библиотекарь Анна Сибах-Ларсен, директор библиотеки Росселла Хоупа Роббинса, пролили свет на то, как люди (ложно названных) «Темных веков» на самом деле понимали, интерпретировали и переживали затмения, соединения планет, и другие астрономические явления.

Затмения были хорошо изучены в средневековой Европе – по крайней мере, математически.

Забудьте идею плоскоземельцев и представление о том, что средневековые люди «в целом были глупыми, невежественными и суеверными», — говорит Смоллер, профессор истории в Рочестере и член Средневековой академии Америки. Древние и средневековые астрономы «достаточно хорошо знали, как предсказать, когда произойдут соединения и затмения», говорит она.

Они понимали, что если луна была либо новой, либо полной, и когда ее путь пересекал эклиптику — путь Солнца, — произошло затмение (солнечное затмение с новолунием и лунное затмение с полнолунием). Во время затмения Солнце и Луна либо находятся в оппозиции (на 180 градусов напротив друг друга), либо в соединении в одном и том же градусе. Но их пути должны находиться в одной плоскости и пересекаться, объясняет Смоллер. «Это математически довольно сложно представить», — говорит она.

Тем не менее, средневековая Европа все еще придерживалась строго ориентированной на Землю точки зрения, согласно которой Солнце и Луна считались планетами, вращающимися вокруг Земли, наряду с пятью известными тогда планетами Венерой, Меркурием, Марсом, Юпитером и Сатурном. Эта геоцентрическая модель была характерна не только для Средневековья — она была преобладающей моделью в нескольких классических цивилизациях, включая Древнюю Грецию и Рим.

В 1543 году публикация астронома и математика эпохи Возрождения Николая Коперника De Revolutionibus orbium coelestium («О вращении небесных сфер») положила начало Коперниканской революции. Его работа в конечном итоге привела к замене давней геоцентрической модели на гелиоцентрическую модель, в которой Солнце находится в центре нашей солнечной системы.

Небесные явления, такие как затмения, использовались для предсказания будущего, в том числе погоды.

Средневековые европейцы считали расположение планет, например соединения Юпитера и Сатурна, знаками грядущих событий — от голода, землетрясений и наводнений до рождения Христа и даже окончательного краха империй. Они считали, что затмения, особенно солнечные, могут усиливать и усиливать эффекты этих планетных соединений.

В Университетском отделе редких книг, специальных коллекций и сохранения (RBSCP) хранится старопечатная книга Фирмина де Боваля 1485 года под названием Opusculum repertorii prognosticon inmutations aeris («О предсказании изменений в погоде»), опубликованная Эрхардом Ратдольтом, который специализировался на печати работ по геометрии, астрологии и астрономии.

Трактат, представляющий собой сборник древних средневековых источников, посвящен влиянию планет на метеорологические явления и прогноз погоды. Но он также охватывает солнцестояния и равноденствия, соединения планет и затмения, а также их способность предсказывать будущее.

Читая оригинальный отпечаток (или инкунабл) на латыни, Смоллер отмечает, что считалось, что затмения усиливают эффекты соединений планет. Согласно тексту, когда солнечное затмение сочетается с планетарным соединением Сатурна и Юпитера в голове Овна, «эффект продлится 12 000 лет». Эта ошеломляющая цифра не является опечаткой. Смоллер указывает на выцветшие пометки на правых полях, которые один из первых читателей, также пораженный описанным эффектом суперусиления, сделал в том же отрывке.

Смоллер выступает против общепринятого представления о суеверном Средневековье. «Я не думаю, что с их стороны было бы суеверием верить в то, что события, происходящие на небесах, влияют на Землю», — говорит она, указывая на пример приливных изменений, которые синхронизируются с лунным циклом. «Такова природа средневековой, древней и многих ранних современных натурфилософий, включая верования Галилея и Кеплера».

Средневековые богословы размышляли над значением «чудесного затмения», которое, очевидно, произошло во время распятия Иисуса.

Неудивительно, что изучение затмений было важным для специализированных астрономов. Но в Средние века оно также составляло часть общего университетского образования, в том числе для богословов.

Возьмем, к примеру, Вильгельма Овернского, епископа Парижа с 1228 по 1249 год и выдающегося профессора богословия Парижского университета. Уильям — один из многих писателей, обсуждавших предполагаемое «чудесное затмение», произошедшее во время распятия Иисуса.

С помощью книги De universo объемом 600 листов, что переводится как «О вселенной», Уильямс предлагает «необычайный взгляд на культуру научной мысли и способы ее передачи», объяснила Зибах-Ларсен после того, как университет приобрел редкий экземпляр. . Рукопись может похвастаться необычным освещением, разбитым на четыре элемента: землю (вместе с горами и деревьями), воду (с рыбами), воздух (с мухами) и огонь.

Уильям, один из первых свидетелей идеи «естественной магии» среди средневековых мыслителей, освещает тему затмений в «Вселенной». Он входит в число многих христианских писателей, начиная с самых ранних отцов церкви, которые настаивали на том, что затмение во время Распятия должно было быть чудесным, поскольку оно не было естественным, говорит Смоллер. Почему? Время решает все: сообщается, что Распятие произошло во время Песаха, который начинается в первое или второе полнолуние после весеннего равноденствия. Но для того, чтобы произошло солнечное затмение, вам нужна новолуние, а не полнолуние.

Врачам в средние века тоже нужно было знать о затмениях

Коллекция библиотеки Роббинса может похвастаться прекрасным «альманахом книг о летучих мышах», основанным на календаре Джона Сомера 1390-х годов. Маленький и изящный альманах на пергаменте был создан для того, чтобы его можно было складывать и носить с собой. Будучи инструментами астрономии, молитвы и астрологии, такие альманахи играли роль в прогнозировании, диагностике и лечении пациента — средневековый эквивалент приложения для смартфонов WebMD.

«Хотя мы часто видим такого рода информацию в книжном формате, очень редко можно встретить рукопись такого типа, которую можно было прикрепить к чьему-то поясу, чтобы можно было посмотреть на нее и развернуть, консультируясь с кем-то», — говорит Зибах-Ларсен. . Фактически, существует 31 известный альманах этого типа из Англии, и только четыре из них (один университетский) датируются еще 14 веком. По мнению Зибах-Ларсена, Рочестерская рукопись может быть одной из самых ранних английских рукописей этих текстов и такого типа.

Смоллер добавляет, что альманах был создан для того, чтобы врачи могли найти наиболее благоприятное время для смешивания лекарств и проведения медицинских вмешательств. И хотя рукопись содержит информацию о солнечных затмениях, а также яркие иллюстрации, неясно, считалось ли это конкретное небесное явление хорошим или плохим предзнаменованием в средневековых целительских искусствах и науках.

Лунные и солнечные затмения были примечательны в средние века. Но некоторые планетарные выравнивания были действительно важными.

Что стоит на первом месте в иерархии астрономической важности — лунные затмения, солнечные затмения или выравнивания или соединения планет?

Для средневековых людей, хотя затмения были гораздо более заметными, соединения других планет имели гораздо большее значение. Это потому, что для средневековых астрологов и астрономов Солнце и Луна — это, по сути, две из семи планет. По словам Смоллера, более значимыми считались «более медленные внешние» планеты — Сатурн, Юпитер и Марс.

«Действительно важными являются те особые соединения Сатурна и Юпитера, которые происходят примерно каждые 240 и 960 лет, а не те, которые случаются каждые 20 лет», — говорит она.

Хотя следующее соединение Сатурна и Юпитера произойдет в 2040 году, для средневековых астрономов это не имело бы большого значения. Вместо этого следующее особенно значимое соединение планет — с точки зрения средневековья — произойдет не раньше 22 века.

В любом случае, если история является каким-либо показателем, то вполне понятно, что будущие обитатели нашей голубой планеты продолжат непреходящее увлечение человечества космическими событиями.

Информация от: Рочестерским университетом

Кнопка «Наверх»