Планетология

Одиссей вздремнет после отправки снимков высадки на Луну

Компания Intuitive Machines заявляет, что укладывает свой лунный посадочный модуль «Одиссей» на долгую лунную ночь в надежде оживить его, как только солнце снова взойдет возле южного полюса Луны.

Хьюстонская компания и НАСА подвели итоги шести дней работы «Одиссея» на поверхности Луны, поделились фотографиями, показывающими его неправильную конфигурацию, и рассказали о следующем этапе миссии во время сегодняшнего брифинга в Космическом центре Джонсона в Техасе.

Первоначальный план предусматривал выключение космического корабля на солнечной энергии, когда солнце опустится за лунный горизонт, но генеральный директор Intuitive Machines Стив Альтемус заявил, что вместо этого диспетчеры миссии переведут «Одиссей» в спящий режим и попытаются восстановить контакт через три недели. «Мы собираемся оставить компьютеры и энергосистему в таком месте, где мы сможем их разбудить и выполнить эту тестовую задачу разработки, чтобы на самом деле попытаться пропинговать их с помощью антенны и посмотреть, сможем ли мы разбудить их, как только они начнут работать. снова власть», — сказал он журналистам.

На прошлой неделе «Одиссей» стал первым коммерческим космическим кораблем, пережившим спуск на поверхность Луны, и первым космическим кораблем американской постройки, сделавшим это после миссии НАСА «Аполлон-17» в 1972 году. НАСА заключило соглашение о выплате Intuitive Machines 118 миллионов долларов за поставку. шесть научных инструментов на поверхность Луны в соответствии с условиями инициативы Commercial Lunar Payload Services (CLPS).

Сью Ледерер, научный сотрудник НАСА по проекту CLPS в Космическом центре Джонсона, сказала, что каждая полезная нагрузка НАСА достигла «некоторого уровня своих целей, и мы очень этому рады».

Заместитель заместителя администратора НАСА по исследованиям Джоэл Кернс заявил, что космическое агентство считает миссию успешной, несмотря на трудности, возникшие во время приземления Одиссея. Он также сказал, что миссия подтвердила стратегию НАСА по привлечению частных компаний к обеспечению роботизированных полетов на Луну.

«Это захватывающее время – шестой день новой эры XXI века», – сказал Кернс.

Новая эра имела более чем достаточную долю проблем. Тим Крейн, который является главным техническим директором Intuitive Machines, а также директором миссии IM-1 Odysseus, сказал, что на этом пути было как минимум 11 решающих моментов.

Одна из самых серьезных проблем возникла, когда команда миссии обнаружила, что лазерная система дальномера посадочного модуля не может быть активирована для приземления 22 февраля из-за предохранителя, который не был отключен до запуска 15 февраля.

Инженеры придумали то, что, по их мнению, могло быть исправлено в последнюю минуту. Это включало подключение одной из полезных нагрузок НАСА — экспериментальной лазерной системы дальномера — к внутренней системе наведения «Одиссея».

Однако, когда позже команда «Одиссея» реконструировала события, приведшие к приземлению, они обнаружили, что показания системы НАСА не могли быть обработаны, поскольку у них не было необходимого кода проверки данных, сказал Крейн. Вместо этого спускаемому аппарату пришлось полагаться на инерциальный измерительный блок и оптическую навигационную систему.

Похоже, это объясняет, почему приземление Одиссея оказалось более резким, чем ожидалось. «Ребята, занимающиеся динамикой полета, подсчитали, что на самом деле мы приземлились чуть не до нашей высоты. [intended] посадочная площадка, на более высокой высоте, чем то место, где должна была быть наша посадочная площадка», — сказал Альтемус.

В результате Одиссей спустился на поверхность с более высокой скоростью вниз, а также с дополнительной скоростью в сторону. «Мы ударили сильнее, и нас как бы занесло», — сказал Альтемус.

240228 landing 1024x768 - Одиссей вздремнет после отправки снимков высадки на Луну
На сверхширокоугольной версии изображения, отправленного лунным кораблем «Одиссей» во время его приземления 22 февраля, видно, как отломилась посадочная опора и лунная грязь поднимается вверх выхлопными газами двигателя. (Фото: Интуитивные машины)

На одной из фотографий, опубликованных сегодня, видно, как Одиссей затормозил, и у него оторвались куски приземляющейся ноги. «Шасси выполнило то, что должно было сделать, и защитило посадочный модуль, когда он приземлился на поверхность», — сказал Альтемус.

На изображении также видны шлейфы лунной грязи, разбрызгивающиеся от взрыва двигателя Одиссея. Посадочный модуль мог оставаться в вертикальном положении, пока его двигатель продолжал работать. «А затем, когда он начал снижаться, машина просто слегка опрокинулась», — сказал Альтемус.

Крейн сказал, что неспособность «Одиссея» использовать свою основную лазерную систему дальномера была большой потерей. «Если бы у нас были лазерные дальномеры, мы бы добились посадки», — сказал он.

Вместо этого «Одиссей» лежит под углом 30 градусов, так что его основная солнечная батарея не способна поглощать столько солнечного света, сколько планировалось. Более того, некоторые из его антенн направлены в сторону земли.

Несовпадение антенн создало еще одну проблему: «Наши сигналы отражались от Луны», — сказал Крейн, и это усложнило команде расшифровку сигналов, полученных на наземных станциях по всему миру.

240228 leaning 435x580 - Одиссей вздремнет после отправки снимков высадки на Луну
На этом изображении, сделанном 27 февраля камерой с узким полем обзора «Одиссея», видно, как посадочный модуль наклоняется на поверхность Луны. Яркая оранжевая деталь — баллон с гелием. (Фото: Интуитивные машины)

В конце концов, инженеры придумали, как компенсировать зашифрованные сигналы, и установили полнофункциональную печатную машину, чтобы записать как можно больше данных как можно быстрее. Ледерер сказал, что это имеет огромное значение.

«Вместо того, чтобы получить несколько байтов данных, что было для нас базовой целью, мы получили более 50 мегабайт данных», — сказала она. «Мы прошли путь от коктейльной соломинки возвращаемых данных к возвращающейся соломинке с чаем».

Данные с полезной нагрузки НАСА помогут космическому агентству спланировать последующие роботизированные миссии в рамках программы CLPS, включая миссию IM-2 компании Intuitive Machines, которая может быть запущена позднее в этом году. Такие миссии призваны подготовить почву для первого полета экипажа программы «Артемида» в южный полярный регион Луны, запланированного уже на 2026 год.

«Одиссей» также доставил на поверхность Луны шесть грузов частного сектора. Одной из полезных нагрузок является система мини-камер, созданная преподавателями и студентами Университета аэронавтики Эмбри-Риддл. Система, известная как EagleCam, была спроектирована так, чтобы ее можно было выбросить из посадочного модуля во время спуска и сделать «селфи» приземления.

Из-за аномалий, связанных со спуском Одиссея, EagleCam не удалось катапультировать для приземления. Альтемус сообщил, что сегодня команда миссии, наконец, возобновила работу и развернула EagleCam. «Оно благополучно отлетело примерно на 4 метра от автомобиля», — сказал он. «Однако либо в камере, либо в сигнале Wi-Fi, поступающем на посадочный модуль, что-то может работать некорректно».

Альтемус сказал, что команда Эмбри-Риддла «работает над этим и пытается понять, можно ли что-нибудь сделать».

Крэйн сказал, что ни в коем случае не ясно, можно ли возродить Одиссея после 14-дневной лунной ночи в южном полярном регионе, во время которой температура могла опуститься ниже 200 градусов ниже нуля по Фаренгейту (-130 градусов по Цельсию). «Ограничитель № 1, с которым мы сталкиваемся, — это аккумуляторы», — сказал он. «Батареи являются химическим активом, и эта химия плохо реагирует на сильный холод. … Аккумуляторы абсолютно не подвергаются испытаниям на такой уровень холода. Ни наш бортовой компьютер, ни наши радары».

Если команде миссии удастся возродить «Одиссея», это будет подвиг, сравнимый с возрождением лунного корабля SLIM Японским агентством аэрокосмических исследований в минувшие выходные.

Несмотря на сбои, Альтемус сказал, что Одиссея, названного в честь героя греческой мифологии, следует рассматривать как первопроходца в коммерциализации исследования Луны.

«Я думаю, что это верхушка айсберга. И люди начинают понимать: «Ух ты, это был невероятный успех». Каковы возможности?», — сказал он. «Я думаю, что вся цель здесь — открыть путь освоению космоса… чтобы все больше и больше людей могли участвовать. И если мы получим такой результат, я этому рад».

Кнопка «Наверх»