Планетология

Вероятность столкновения астероида 99942 Апофис с Землей немного выше, чем предполагалось

Вероятность столкновения астероида 99942 Апофис с Землей выше, чем предполагалось

Солнечная элонгация Апофиса, наблюдаемая с Земли в 2021–2029 годах. Начало каждого года отмечено на оси x. Кредит: The Planetary Science Journal (2024). DOI: 10.3847/PSJ/ad644d

Астрофизик из Университета Западного Онтарио обнаружил, что вероятность столкновения астероида 99942 Апофис с Землей немного выше, чем считалось ранее. В своем исследовании, опубликованном в The Planetary Science Journal, Пол Вигерт по-новому взглянул на возможность столкновения меньшего астероида с Апофисом и изменения его траектории на курс столкновения с Землей.

В 2004 году астрономы впервые наблюдали астероид, который теперь называется Апофис — объект был примечателен своим высоким положением в шкале опасности столкновения Турина. Отметив его размер и траекторию, исследователи оценили его как 4, что сделало его астероидом с самым высоким рейтингом.

Тем не менее, рейтинг был достаточно низким, чтобы исключить возможность столкновения с Землей. Вместо этого ученые назвали его «тем, за кем стоит следить» в ближайшие годы. Астероид должен пройти близко к Земле в 2029 году, а затем снова в 2036 и 2068 годах.

Для этого нового исследования Вигерт рассмотрел возможность столкновения Апофиса с более мелким объектом и незначительного изменения его курса. Каковы шансы, задался он вопросом, что такой удар может направить Апофис на курс столкновения с Землей?

Иллюстрация случаев, когда один импульс Δv = 10−1 мс−1 от удара небольшого астероида был применен к Апофису. Номинальный (невозмущенный) случай выделен зеленой сеткой. Случаи, приводящие к удару о Землю, обозначены оранжевой сеткой. Этот рисунок представляет собой один кадр анимации, показывающей сближение астероида и клонов с Землей. Анимация длится приблизительно 20 с и показывает относительное положение Земли, Луны, Апофиса и клонов в течение нескольких часов вокруг тесного сближения 2029 года. Кредит: The Planetary Science Journal (2024). DOI: 10.3847/PSJ/ad644d

Чтобы найти ответ, он начал с того, что заметил, что объекты разного размера, движущиеся с разной скоростью, приведут к разным изменениям курса. Он обнаружил, что объект размером всего 0,6 метра в поперечнике может быть достаточно большим, чтобы столкнуть астероид на курс столкновения где-то после 2029 года. Он также обнаружил, что объект размером всего 3,4 метра в поперечнике может ударить с достаточной силой, чтобы столкнуть Апофис на курс столкновения с Землей к 2029 году.

Затем Вигерт искал способ оценить количество объектов, которые потенциально могли бы столкнуться с Апофисом — он использовал количество объектов диаметром 3,4 метра, которые сталкиваются с Землей каждый год, в качестве разумного ориентира. Затем он использовал это число для расчета вероятности столкновения такого объекта с Апофисом и обнаружил, что она составляет приблизительно 10–8, что, конечно, мало.

Отмечая также, что такое столкновение должно произойти под правильным углом, он предполагает, что вероятность правильного удара составляет 1 к 2 миллиардам. И он оценивает вероятность того, что такое столкновение приведет к последующему удару, как 1 к 1 миллиону.