Космонавтика

Добро пожаловать в эпоху космического скептицизма – и растущего восстания против элит

Добро пожаловать в эпоху космического скептицизма – и растущего восстания против элит

Изображение предоставлено: Unsplash/CC0 Public Domain

За последнее десятилетие возникла новая форма скептицизма в отношении деятельности человека в космосе. Похоже, что оно укоренилось исключительно в западном мире и основано на идее, что все более амбициозные космические планы нанесут вред человечеству и пренебрегут Землей.

В Китае дела обстоят иначе, но, вероятно, в какой-то момент ситуация изменится. Наши лучшие данные — опрос 2020 года, опубликованный Lincoln Hines, — показывают удивительно высокую поддержку космических программ в Китае. И это несмотря на стоимость, случайные обломки, падающие с неба, и напоминание о смертельной катастрофе в Сичане в 1996 году, когда тяжелый авианосец Long March 3B врезался в соседний жилой комплекс.

Что все это означает для будущего освоения космоса?

Западный скептицизм по поводу деятельности человека в космосе на самом деле не является чем-то новым. Космические скептики были и до появления астронавтов. В январе 1920 года газета «Нью-Йорк Таймс» высмеяла пионера ракетостроения Роберта Х. Годдарда за то, что он не «понял», что ракеты не имеют сопротивления в космосе и поэтому неподвижны.

Когда появились космонавты, появились новые предсказания о провале. Когда в 1958 году было подтверждено существование радиационных поясов Ван Аллена, скептики утверждали, что эти радиационные пояса убьют любого, кто достаточно глуп, чтобы полететь на Луну. Это утверждение до сих пор повторяют сторонники теории заговора, отрицающие высадку на Луну.

Были и политические опасения. Активисты за гражданские права провели демонстрацию у ворот стартовой площадки «Аполлона-11» в 1969 году, потому что деньги можно было использовать для борьбы с бедностью в городских районах. Афро-американский борец за гражданские права Малкольм Икс также осудил отношение чернокожих сторонников космической программы в своей речи в 1963 году.

Проблемы окружающей среды

Но сейчас становится очень жарко. Новая эра космического скептицизма по своей сути антиэлитарна. Это неудивительно, учитывая широко распространенный кризис стоимости жизни и тот факт, что такие миллиардеры, как Илон Маск и Джефф Безос, входят в число тех, кто громко пропагандирует преимущества исследования, освоения и колонизации космоса. Решение Маска отправить Tesla Roadster в космос было встречено критикой со стороны многих людей, в том числе учёных.

Но есть и другие заботы. Многие ученые обеспокоены растущим количеством спутников и космического мусора, засоряющими небо, а также отправкой в ​​космос объектов, которые могут загрязнить чужие миры.

Существуют также опасения по поводу воздействия на окружающую среду отвлечения столь большого внимания от нашего собственного мира. В 2021 году Грета Тунберг и экологическая группа Fridays for Future выпустили шуточную рекламу (см. ниже), в которой рекомендовали «1%» переехать на «Марс, нетронутую планету». За этим последовали слова: «Для 99% оставшихся на Земле мы должны лучше справляться с изменением климата».

Реклама создавала впечатление, что элита миллиардеров не имеет особой связи с нашей общей планетой.

Ученые также выразили свою обеспокоенность. В своей книге «Темное небо» политолог Дэниел Дьюдни утверждает, что космические амбиции следует отложить на столетия. А философ Бруно Латур в своем более популистском анализе «Вниз на Землю» утверждает: «Мы должны изучить новые способы заселения Земли и сосредоточить на ней наше внимание».

Проблемы коренных народов

Это новое движение космического скептицизма также стремится поддержать интересы коренных народов. В январе 2024 года племя навахо протестовало против высадки человеческих останков на Луну в рамках миссии «Сапсан», место, которое они считают священным.

Их аргументы все чаще поддерживаются космическими скептиками и другими. Линда Биллингс, консультант НАСА, которая является аномалией среди инсайдеров космоса из-за своего несогласия с тем, что космическое расширение является неолиберальной идеологией, считает, что инцидент с «Перегрином» является частью более широкой модели: большая часть космической деятельности приносит пользу немногим, а не «приносит пользу человечеству». »

Модель протеста уже очевидна на многих стартовых площадках, таких как площадка Европейского космического агентства во Французской Гвиане, которая была заблокирована в 2017 году демонстрантами, недовольными проблемами заработной платы, приватизации и поведением французского правительства в целом.

В Европе саамско-американские оленеводы, базирующиеся в Швеции, в 2021 году протестовали против запуска воздушного шара, связанного с возглавляемым США проектом по манипулированию климатом. Стартовый полигон «Эсрейндж» недалеко от Кируны представляет собой территорию с важными ресурсами для саамских оленеводов, которые проходят туда и регулярно ищут убежища, когда звучит сирена запуска.

Несчастные случаи могут произойти и случаются. В апреле 2023 года ракета, которая должна была приземлиться в Швеции, разбилась в горах Норвегии.

До сих пор жалобы коренных народов касались конкретных вопросов, а не критики космической экспансии как таковой. И в целом отношение коренных народов к космосу различно и не всегда враждебно. Однако рост числа проблем может легко привести к росту скептицизма среди коренных общин.

Однако остановить космическую экспансию кажется трудным. В случае с Перегрином даже встреча в Белом доме, состоявшаяся в последнюю минуту, не убедила НАСА. Запуск был осуществлен, но не удался из-за утечки топлива и в итоге был возвращен на Землю.

В будущем отдельные миссии могут быть отложены по тем или иным причинам, но расширения все равно будут происходить. Но даже если главная цель не будет достигнута, растущий скептицизм может привести к дальнейшей поляризации взглядов на космос. В какой-то момент это почти наверняка устранит основные политические разногласия.

В конечном счете, растущее меньшинство рассматривает космическую экспансию как элитарное времяпрепровождение. Они также рассматривают дискомфорт коренных народов как признак того, что мы можем либо заботиться о Земле, либо смотреть в космос, но не то и другое одновременно. Эта игра с нулевой суммой, в которой заботятся о Земле или космосе, отличается простотой, которая нравится многим. Но это ложная дилемма.

Большая часть наших знаний о глобальном потеплении является результатом объединения космических и наземных исследований. Например, Венера также пострадала от катастрофических изменений климата. А космологии многих коренных народов рисуют целостную картину Земли и космоса.

Нам нужен возврат к менее изолированному взгляду на Землю в сочетании с достижениями науки и техники на благо человечества. Некоторые сверхбогатые люди могут стать еще богаче в процессе, но это неприятный побочный эффект почти всех достижений человечества, от улучшения здравоохранения до гражданских прав, мобильных телефонов и Интернета. Причинять себе вред ради победы над элитой – это не рецепт лучшего мира. Экспансия в космос ничем не отличается, хотя она предлагает уникальную возможность применить уроки Земли для поиска устойчивых способов освоения космоса, которые уважают нашу планету и наших людей, а также чужие миры.

Информация от: Разговором

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочтите оригинал статьи.Разговор

Кнопка «Наверх»