Космонавтика

Китай рассматривает коммерческий сектор как следующий рубеж в космической гонке США

Космические амбиции Китая переходят в коммерческий сектор после успешного запуска с обратной стороны Луны.

После успешного запуска с обратной стороны Луны космические амбиции Китая теперь обращаются к коммерческому сектору.

Первый в мире запуск с обратной стороны Луны на этой неделе продемонстрировал достижения Китая в космосе, и теперь Пекин хочет, чтобы его коммерческий сектор догнал таких конкурентов, как SpaceX Илона Маска.

Китайские компании сильно отстают от американских лидеров, особенно от SpaceX. Компания планирует запустить в четверг Starship, прототип гигантской ракеты, которая однажды сможет доставить людей на Марс.

Однако разрыв сокращается, поскольку Пекин признает добавленную стоимость, которую солидный коммерческий сектор может добавить к своим существующим возможностям, сообщили эксперты AFP.

Эта разработка может быть даже похожа на разработку пионера электромобилей Tesla, основанной Маском. Пионер электромобилей Tesla был среди пионеров в Китае, но теперь сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны ряда отечественных конкурентов, говорит аналитик Чэнь Лань.

«Через пять лет SpaceX может оказаться под давлением», — сказал Чен AFP.

«Ситуация на сегодняшнем рынке электромобилей, скорее всего, повторится, когда лев (Tesla или SpaceX) встретит стаю волков (китайские компании)».

Tesla недавно обогнала китайская компания BYD как самый продаваемый автомобиль в мире.

Хотя Пекин открыл для частного капитала лишь некоторые части космического сектора в конце 2014 года, с тех пор появились сотни новых компаний.

Например, коммерческая ракета CERES-1 вывела в четверг на орбиту три спутника — один из десятков запусков, запланированных на этот год.

«Коммерческий космический сектор Китая впечатляюще велик и глубок», — сказал Блейн Курчио, основатель Orbital Gateway Consulting.

Хотя SpaceX «намного опережает» своего китайского коллегу, «если сравнивать пятых или десятых крупнейших производителей ракет-носителей в США и Китае, Китай, вероятно, опередит», — сказал он.

Важная стартовая мощность

Китайское правительство вывело людей на орбиту, построило космическую станцию ​​и высадило марсоходы на Луну и Марс, куда оно планирует отправить пилотируемые миссии к 2030 и 2033 годам соответственно.

Напротив, сказал Чэнь, коммерческий сектор в настоящее время сосредоточен на недорогих ракетах-носителях и небольших спутниках.

Однако эта стартовая мощность имеет решающее значение для цели Китая по созданию массивных спутниковых группировок, сообщила в апреле государственная телекомпания CCTV.

Китай разрабатывает две такие сети: Guowang, которая будет состоять из 13 000 космических аппаратов, и G60 Starlink, которая будет состоять из 12 000 космических аппаратов.

Однако в настоящее время на орбите находятся не тысячи, а сотни китайских спутников.

Коммерческий космический сектор Китая фокусируется на недорогих ракетах-носителях и малых спутниках.

Коммерческий космический сектор Китая фокусируется на недорогих ракетах-носителях и небольших спутниках.

CCTV заявила, что скорость имеет решающее значение, поскольку спутниковые планы Китая сталкиваются с многочисленными конкурентами и ограничены как по количеству космических аппаратов на орбите, так и по доступным частотам.

В докладе неоднократно упоминалась компания SpaceX, чьи ракеты Falcon 9 служат рабочими лошадками НАСА и чья спутниковая группировка Starlink сейчас охватывает десятки стран.

Подобное использование Китаем возможностей коммерческих запусков «поможет традиционным государственным субъектам сосредоточиться на гражданских и военных программах… одновременно укрепляя общие пусковые и космические возможности Китая и достигая национальных стратегических целей», пишет Эндрю Джонс из SpaceNews.com.

Эту возможность необходимо использовать в ближайшие пять-десять лет, чтобы «помочь нашей стране обрести право говорить в пространстве будущего», цитирует CCTV слова представителя местной компании LandSpace.

Контроль над космосом — это уже еще одна область соперничества между США и Китаем, причем обе стороны обвиняют друг друга в сокрытии военных целей своей космической программы.

Следующее десятилетие конкуренции с Китаем станет «самыми решающими десятью годами» в истории, как недавно заявил бывший глава Космического командования США.

«Мы не можем позволить себе проиграть», — сказал он.

«Глубокие ссылки»

По словам Курчо, между государственным и частным секторами Китая существуют «глубокие связи». Многие компании были основаны бывшими сотрудниками государственных компаний или учеными из государственных институтов.

Отношения не всегда были простыми, поскольку «государство не отказывается от своей монополии ни на что» и «у компаний есть менее строгие ограничения на то, что им «разрешено делать», — сказал он.

Тем не менее, центральное правительство все чаще оказывает сектору необходимую поддержку.

На ежегодной встрече ключевых политиков Китая в декабре прошлого года эта отрасль была описана как «новая стратегическая отрасль», которую необходимо «продвигать».

«Почти в каждой провинции есть какой-то план развития космической отрасли, во многих городах есть то же самое», — сказал Курчио.

По данным государственных СМИ, в 2023 году Китай осуществил 26 коммерческих запусков, в том числе ракету Zhuque-2 компании LandSpace, первую в мире ракету, работающую на метане.

«Следующей вехой станет запуск ракеты-носителя класса Falcon 9 и повторное использование первой ступени», — сказал Чен. Некоторые компании, вероятно, достигнут этого в 2024 году.

Ожидается, что на коммерческий сектор придется 30 из 100 запусков Китая, запланированных в этом году.

Для сравнения: по данным астрофизика Джонатана Макдауэлла, SpaceX участвовала в 98 из 109 запусков в США в 2023 году, что подчеркивает нынешнее превосходство американской компании.

Однако через пять лет ситуация может стать «совершенно другой», сказал Чэнь, «поскольку разрыв продолжает сокращаться».

Кнопка «Наверх»