Это был напряженный год, полный запусков ракет, побитых рекордов и новых разработок. В то время как прошлые годы были посвящены возможностям того, что должно произойти, 2024 год был посвящен тому, чтобы увидеть, как эти визуализации оживают. Вот наши главные события в 2024 году.
Новинки этой недели
- 30 декабря (понедельник)
- ИСРО | ПСЛВ | СПАДЕКС | 11:28 по восточному времени
- Первая стартовая площадка, Космический центр Сатиш Дхаван, Индия
- ИСРО | ПСЛВ | СПАДЕКС | 11:28 по восточному времени
- 31 декабря (вторник)
- SpaceX | Сокол 9 | Группа Старлинк 12-6 | 12:34 по восточному времени
- LC-39A, Космический центр Кеннеди, Флорида
- SpaceX | Сокол 9 | Группа Старлинк 12-6 | 12:34 по восточному времени
- 2 января (четверг)
- SpaceX | Сокол 9 | Турая 4-NGS | 12:00 по восточному времени
- SLC-40, Станция космических сил на мысе Канаверал, Флорида
- SpaceX | Сокол 9 | Турая 4-NGS | 12:00 по восточному времени
Последний год разработки Starship?
После экологических проверок, развития инфраструктуры и одобрения Федерального управления авиацией США SpaceX смогла удвоить количество запусков Starship в 2024 году по сравнению с 2023 годом. SpaceX также смогла осуществить то, что многие считали лишь мечтой Илона Маска: поймать ракету-носитель при запуске. башня.
От полета 3 к полету 6 Starship перешел от автомобиля, находящегося в разработке, к транспортному средству, находящемуся на стадии испытаний. Вы больше не можете сомневаться в том, что Starship может добиться успеха; теперь осталось только научиться на нем летать.
Все четыре полета Starship в 2024 году были суборбитальными, и, вероятно, так будет продолжаться еще несколько полетов. Главным препятствием, которое пришлось преодолеть SpaceX, было выживание при входе в атмосферу. Если Корабль Звездного Корабля не сможет вернуться на землю, во-первых, это будет очень плохая полностью многоразовая ракета, но, во-вторых, любому руководящему органу будет трудно разрешить ей летать над сушей.
Похоже, что SpaceX добилась большого прогресса в решении этой проблемы, что заставляет нас полагать, что в 2025 году Starship выйдет на орбиту и, возможно, даже доставит оперативную полезную нагрузку в космос.
ULA не проходит сертификацию Vulcan
Второй историей космических полетов длиной в год стала попытка ULA получить сертификат Vulcan для участия в миссиях национальной безопасности для Космических сил США. Однако не без усилий, поскольку они совершили оба своих сертификационных полета в 2024 году. Космические силы планируют сертифицировать ракету в начале 2025 года, но это означает, что ULA не достигнет своей цели — выполнить две миссии NSSL к концу года.
Хотя ULA проделала отличную работу по коммерциализации своего манифеста запуска, заказав около 40 запусков Amazon Kuiper, она по-прежнему сосредоточена на получении контрактов на запуск от правительства США. Однако ее рыночная доля продолжает снижаться из-за жесткой конкуренции со стороны SpaceX. Вероятно, оно уменьшится еще больше, когда Blue Origin запустит в эксплуатацию свою ракету New Glenn в ближайшие недели.
Генеральный директор ULA Тори Бруно обсудил возможность использования второй ступени Vulcan, «Кентавр», в качестве космического перехватчика для Космических сил. Некоторые аналитики рассматривают это как последний акт умирания бывшей монополии. Только время покажет, переживет ли ULA волну компаний «нового космоса», съедающих ее долю рынка.
ULA может вдохнуть в него новую жизнь, если слухи о его продаже все еще актуальны. Поскольку компания Boeing пытается сократить свои космические операции, ее 50%-ная доля в совместном предприятии с Lockheed Martin может когда-нибудь оказаться на плахе. Потенциальные продажи частным инвестициям, Blue Origin или другим оборонным подрядчикам появлялись и исчезали в этом году без каких-либо реальных действий.
Либо ULA продолжит свое прежнее доминирование на рынке, либо рухнет под давлением SpaceX, Blue Origin и других многоразовых вариантов.
Blue Origin просто пропускает дебют Нового Гленна в конце года
Blue Origin вышла в начале этого года с одной главной целью: запустить New Glenn. Хотя компания также увидела больше полетов New Shepard и прогресс в проектах лунного корабля и космической станции, ей действительно нужно было начать выполнять свои контракты на запуск.
Мы начали наблюдать появление летной аппаратуры на ракетном заводе компании во Флориде. Они направились к LC-36, обновленному стартовому комплексу, возвышающемуся над горизонтом Космического побережья.
Blue Origin была уверена, что сможет запустить свою ракету с полезной нагрузкой от НАСА вовремя, чтобы успеть к переходному окну на Марс. У НАСА, похоже, были сомнения, и оно решило отложить миссию до следующего года, оставив Blue Origin без полезной нагрузки. Эти сомнения подтвердились, поскольку Blue Origin пропустила этот этап на несколько месяцев.
Сейчас, приступая к демонстрационному полету своего будущего спутникового автобуса Blue Ring, компания поставила цель запустить его к концу года.
Даже несмотря на многочисленные ступенчатые испытания и развертывание ступеней летного оборудования своей ракеты, Blue Origin, по-видимому, столкнулась с аналогичной проблемой, с которой SpaceX столкнулась ранее в этом году: одобрением FAA. Таким образом, хотя он и не получил одобрения вовремя для достижения цели на конец года, он все же достиг важной вехи: получил лицензию на запуск по Части 450 и статический запуск своей ракеты-носителя New Glenn перед Новым годом.
Хотя Blue Origin еще публично не объявила дату запуска, 6 января, похоже, было выбрано в качестве временной миссии для ограничений воздушного пространства, а резервная дата назначена на 7 января.
SpaceX продолжает бить рекорды
Завтра к концу дня SpaceX запустит 138 ракет, четыре из которых будут со Starship. Falcon 9, рабочая ракета SpaceX, запустила 131 из них, что намного превышает прошлогодний рекордный показатель (91). SpaceX также была ракетой-носителем номер один в мире как по количеству миссий, так и по полезной нагрузке.
Это был не единственный рекорд, который он побил; время выполнения работ резко сократилось. От возможности запуска одного и того же ускорителя каждые несколько месяцев до сейчас всего двух недель, знания, полученные в ходе полетов Falcon 9, напрямую переведутся на возможность запускать несколько ускорителей Starship в день.
Наконец, сроки сдачи стартовых площадок, хотя и не рекордные, также были невероятно быстрыми. SLC-40, наиболее предпочтительная стартовая площадка SpaceX, будет регулярно проводить два-три запуска в неделю. Еще одна полезная информация для создания многоразовой стартовой площадки для Starship.
Нам следует ожидать гораздо большего в 2025 году, поскольку SpaceX продолжает увеличивать частоту запусков, как из-за потребности в большем количестве спутников Starlink, так и из-за постоянно растущего коммерческого рынка.
Признаки жизни европейского стартового рынка
Хотя ULA сильно пострадала от достижения доминирования SpaceX, никто не пострадал сильнее, чем Arianespace. Ее аппараты, намного более дорогие и не такие надежные, как у SpaceX, даже не были приняты во внимание ее собственным космическим агентством. Недавняя смена генерального директора могла бы послужить толчком к новой миссии по подлинной конкурентоспособности, но, вероятно, она отстает от графика на десятилетия.
Однако другие европейские компании начали проявлять некоторую надежду на то, что у континента может быть будущее на рынке коммерческих запусков.
Испанская компания PLD Space расширяет свою работу на своей стартовой площадке во Французской Гвиане и планирует выйти на орбиту к 2026 году. Недавно она также объявила о своих планах по созданию более крупной ракеты и программе пилотируемых космических полетов. Чтобы составить конкуренцию Arianespace по запускам, необходимы две вещи.
В Германии ракетный завод Аугсбург смог доставить свою первую ракету на стартовую площадку. Хотя это, к сожалению, закончилось аномалией и потерей ракеты, ни одна новая пусковая компания не может обойтись без неудач на старте. Тот факт, что компания зашла так далеко в чрезвычайно непростом финансовом климате, является поводом для празднования.
Наконец, Avio получила полный контроль над семейством ракет Vega. С момента своего создания ракета Vega продавалась, продавалась и эксплуатировалась компанией Arianespace, но теперь всем этим должен заниматься ее производитель Avio. Еще одна победа в разрушении контроля Arianespace над рынком и создании шансов для конкуренции.
За всем этим следует обязательство ЕКА создать рынок домашних запусков и возможности пилотируемых космических полетов, и оно подкрепило это дополнительным финансированием нескольких компаний, чтобы помочь воплотить это в жизнь. Недавно она выделила больше средств на программу разработки многоразовых ракет.
Хотя 2025 год не станет прорывным годом для европейских планов запуска, он, вероятно, станет еще одним шагом в правильном направлении, чтобы развить то, что было сделано в прошлом.