Если не считать погодных задержек, космический челнок «Индевор» начнет свой последний исторический подъем, начиная с вечера понедельника, — маневр, которого не делал ни один другой вышедший на пенсию орбитальный аппарат.
Планы предстоящего переезда — возведения на место жемчужины нового аэрокосмического центра имени Сэмюэля Осчина — разрабатывались уже более десяти лет. Сначала пара кранов поднимет челнок из горизонтального положения в вертикальное; Космический корабль будет прикреплен к стропе — большой металлической раме, которая будет поддерживать его во время движения. 11-этажный кран поднимет хвост Endeavour, а 40-этажный гусеничный кран — высотой с мэрию — поднимет нос.
Как только шаттл будет направлен к звездам, более короткий кран будет отсоединен, а более высокий кран будет аккуратно поворачивать орбитальный аппарат в его конечное положение и опускать его для прикрепления к гигантскому оранжевому внешнему резервуару. Внешний бак прикреплен к сдвоенным твердотопливным ракетным ускорителям, которые соединены с фундаментом экспоната.
После завершения строительства — а остальная часть музея будет построена в ближайшие годы — Лос-Анджелес станет домом для единственного списанного космического корабля, выставленного в полной комплектации, как будто готового к запуску.
Переезд будет состоять из двух частей. Первый — так называемый «мягкий мат» — начнется около 22:00 в понедельник и может занять несколько часов.
«Это часть подъема его в здание и приближения к орбитальному аппарату», — сказал Джеффри Рудольф, президент Калифорнийского научного центра.
Вторая часть будет заключаться в «захвате» Индевора к внешнему баку.
«Очень важно установить его в правильном положении», — сказал Рудольф. «Он помещает все прикрепленное оборудование в нужное место на орбитальном аппарате. А некоторые детали внутри орбитального аппарата, к которым оно крепится, очень хрупкие, поэтому они будут делать это очень медленно».
По словам Рудольфа, как только это будет сделано, все равно придется ужесточать меры, но фактически этот шаг будет завершен. Считается, что к четвергу все будет «жестко скреплено, то есть все будет затянуто, закреплено болтами, как это будет навсегда. И стропа оторвется, и мы скажем: «Готово», — сказал он.
Расписание может измениться из-за погоды, так как сильный ветер вынудит отложить переезд.
После этого ничего не должно измениться, пока через несколько лет музей не откроет двери грузового отсека, когда «Индевор» будет готов к публичному показу, сказал Рудольф.
При подъеме шаттла возникают другие проблемы, чем при подъеме внешнего резервуара, строительство которого было завершено ранее в этом месяце. Танк настолько велик, что при опускании между ним и твердотопливными ускорителями оставалось менее дюйма пространства.
С орбитальным аппаратом «Индевор» — последним когда-либо построенным космическим челноком — экипажам придется маневрировать объектом с размахом крыльев 78 футов и добиваться «всего абсолютно ровного и выровненного должным образом и очень осторожно», — сказал Рудольф.
«Есть несколько мест, где при опускании возникают трудности из-за плотного прилегания крыльев и вертикального стабилизатора», — сказал он. «И тогда задача на самом деле состоит в том, чтобы доставить орбитальный аппарат — «захватить его» — в три точки крепления».
Поскольку Endeavour, по сути, представляет собой планер с огромным размахом крыльев, при сильном ветре его будет сложно направить вниз.
«Ветер и крылья не очень хорошо сочетаются с краном», — сказал Рудольф.
«Такого раньше никогда не делалось: с кранами, снаружи и на строительной площадке», — сказал он.
Когда шаттл был уложен вместе с внешним баком и твердотопливными ракетными ускорителями в Космическом центре Кеннеди во Флориде, сборка проводилась внутри здания сборки транспортных средств НАСА — одного из крупнейших по объему в мире, высотой более 50 этажей и оснащенного множеством кранов и платформ для работы.
В Лос-Анджелесе бригадам пришлось кропотливо строить, демонтировать и переформатировать строительные леса, чтобы обеспечить правильные соединения.
Были и изменения, произошедшие в последнюю минуту. Во время прибытия внешнего бака бывали моменты, когда экипажу «приходилось спешить, снимать некоторые части лесов и переконфигурировать их, пока мы занимались спуском», сказал Рудольф.
Основной подъем орбитального аппарата, скорее всего, займет одну ночь. Напротив, внешний подъем резервуара занял две ночи. Первый подъем был задержан из-за ветра, хотя бригады смогли начать подъем, прежде чем прекратить работы в середине утра. На вторую ночь танк удалось опустить дальше, между твердотопливными ускорителями.
Чиновники надеются провести прямую трансляцию последнего подъема. Прямая трансляция по подъему внешнего бака была отменена из-за технических трудностей, и чиновники работают над решением этих проблем перед запуском орбитального корабля в понедельник.
Ветеран 25 космических полетов с 1992 по 2011 год, Endeavour совершил свой последний полет в 2012 году, завершив путешествие по пересеченной местности в международном аэропорту Лос-Анджелеса, а затем предпринял трехдневный переход по улицам города к Калифорнийскому научному центру. В течение 11 лет «Индевор» выставлялся во временном ангаре, павильоне Сэмюэля Осчина, поскольку музей работал в постоянном доме. «Индевор» был снят с показа 31 декабря.
Полнофункциональная конфигурация настолько высока, что новый музей поднимется на 20 этажей, чтобы освободить для него место.
Чтобы обзор был беспрепятственным, в здании не было вертикальных опор, кроме стен. Он будет иметь диагональную решетку, разработанную инжиниринговой фирмой Arup и покрытую фасадом из нержавеющей стали. Такие «диарешетки» использовались в других высотных зданиях, включая 46-этажную Башню Херста в Нью-Йорке, культовый 40-этажный овальный небоскреб «Огурец» в Лондоне и часть яйцеобразной лондонской мэрии.
Как только шаттл будет готов, остальная часть музея будет построена вокруг него. Может пройти несколько лет, прежде чем он будет открыт для публики, учитывая график строительства и дополнительное время, необходимое для установки экспонатов.